Творческий процесс в ТДТ

Хильда Венгровер 

Творчество - одно из основных средств с помощью которых  человеческое существо освобождает себя не только от условных рефлексов, но также и от привычного выбора. (Ариети, 1976) 

Вступление

 В этой  главе рассматриваются  различные аспекты  творчества и его вклад в ТДТ. Определяется значение понятия творчества и связанных с ним понятий. Проводится краткий обзор идей различных авторов, связанных с понятием творчества и художественной вовлеченности, а так же как эти понятия обеспечивают полезные идеи для ТДТ с психоаналитической точки зрения. ТДТ - один из видов арт-терапии; психотерапевтического метода,  теория и практика которого базируется на  идее о том, что творческий процесс и художественное творчество обладают исцеляющим и изменяющим потенциалом.

Профессионалы в области танца, люди, посвятившие себя творческой деятельности, были теми, кто положил начало профессии ТДТ в середине 20-ого столетия. Многомерность  индивидуального опыта, участвующих в этом искусстве была одним из основных факторов, из которого созрело понимание того, что танец это искусство, которое объединяет физиологические и когнитивные, эмоциональные и социально-культурные аспекты человеческого существа.

Психотерапия конца 20-ого столетия и начала 21-ого характеризуется  принятием этой многомерности (Фиорини, 1995; Досамантес-Бодри 2003). Многие психологи включают эту множественность в их Weltanschauung , то есть, в их мировозрение.

Психология через разные подходы изучила многие аспекты творческих процессов и художественной деятельности, которые являются тесно связанными явлениями. Самые влиятельные философские школы в контексте нашей работы - психоанализ и Юнгианская психология. Содержание  данной статьи не претендует на исчерпывающее освещение этой области,  а, в основном, внимание уделяется вкладу психоанализа.

 

Творчество: Тема и Изменения

 Я начинаю, с выяснения понятия творчества, с целью связать его  в дальнейшем с терапевтическим процессом. Различают два типа творчества: повседневное (или обычное) и исключительное или выдающееся (Ариерти, 1976, стр. 10-12). Первый тип представляет особый интерес для нас, потому что мы, терапевты, интересуемся творческим процессом человека, обратившегося за помощью, и который, по всей вероятности, не вовлечен ни в какое занятие, связанное с искусством.

Оксфордский английский Словарь именует творчество как “творческая сила или способность; способность создавать”.  Что касается слова "творить", то у него есть много определений, из которых самым подходящим для нашего предмета является следующее:

1. действие божественной силы:  воплощать в жизнь, быть причиной для  существования.
2. Делать, быть причиной, составлять, соединять, производить (OED, 1991)

Сторр использует следующее определение: “Способность произвести что-то новое в жизни” (Баррон, 1965  Сторр, 1993, p. xv)

В ТДT, для того, чтобы что-нибудь считать новым, достаточно того, что это является таковым  для человека, который соединил идеи, явления и т. д., и в результате создал новое или другое решение проблемы. Таким образом инсайт (проникновение в суть) можно считать моментом творения, соединением, которое устанавливает связь между аспектами личной жизни, чувствами, мыслями и способами поведения. И одна из главных вопросос  психотерапии - то, как это может быть использовано.

Определение, предлагаемое Барроном и, упомянутое  Сторром, приводит нас к  изложению различных понятий, связанных с творчеством. А именно, с одной стороны, это понятие продукта творческого процесса, и с другой стороны, понятия новизны и спонтанности.

 

Процесс и продукт

 В словесной психотерапии главный канал обмена информацией – вербальный, и на основании разговора складываются терапевтические отношения. ТДT работает прежде всего с невербальными проявлениями пациента и его самовыражением посредством  танца и движениями и словами терапевта.

Мы вступаем в этот процесс с различными целями, которые могут варьироваться от содействия процессу развития, помощью в работе с  травмой, сопровождение интроспекции, инсайт-терапии, и так далее. Главное средство для достижения этих целей – содействие личному творческому процессу.

Как правило в творческой деятельности выделяют процесс и результат, причем последним  обычно является то, что выставляется на суд общественности. Хотя современные художники  иногда стремятся раскрыть и этапы подготовки.

ТДТ не ставит перед собой целью создание произведений искусства как продукта или их публичный показ; и при этом от человека  не требуется каких-либо особых  способностей   или технических возможностей, что бы иметь возможность воспользоваться этим видом терапии. И продукт и процесс рассматриваются наиболее полно в контексте диалога между терапевтом и пациентом. То, как это осуществляется мы увидим в последующих главах. То, что многие  танцевально-двигательные терапевты узнали из своего танцевального опыта, и то, что добавили психоаналитические знания, - что и творческий процесс, и результат, оба психологически значимы и действуют исцеляюще на  занимающегося человека. Карол Пресс полагала, что психоанализ и творческий процесс не взаимозаменяемые понятия, что  процессуальная работа не может быть заменена художественными начинаниями (2005, p. 119). В ТДТ мы интегрируем их. Это становится возможным, когда мы знаем психодинамические теории раскрывающие аспекты художественного творчества.

 

Новизна и спонтанность

 Новизна и спонтанность - связанные понятия в рамках темы творчества. Сторр, Ариети и другие считают, что новизна и спонтанность не являются синонимами творчества, хотя они и связанные явления. Оба проявляются в изменении образов, идей и действий. Техника свободных ассоциаций, которую использовал   Фрейд в лечении своих пациентов, основана на том, что спонтанное выражение позволяет проявиться бессознательному, уменьшая этим его репрессивный контроль. Поэтому, спонтанность может быть частью творческого процесса, но как мы увидим в дальнейшем, этого недостаточно.

В ТДТ отсутствие ограничений может быть доступно некоторым  группам пациентов через импровизацию. Импровизация - богатая и сложная техника. В начале 20-ого столетия она  процветала под сильным  влиянием Фрейда. Импровизация поощряет двигающегося отходить от типичных или стереотипных реакций и коннотаций, позволять возникать  новым психофизическим формам, исследовать их. Время от времени человек может даже выбрать в качестве терапевтической цели желание развить спонтанность как способ чувствовать себя,  наладить отношения с самим собой и улучшить его отношения с другими. Нехватка этой способности к спонтанности, кажется, связана с трудностью в эмоциональном выражении или отсутствием ощущения безопасности. В других ситуациях, как с детьми с проблемами внимания и гиперактивностью  (ADHD), терапевтической целью может быть  развитие осознания и контроля  своей спонтанности, которая связана с импульсивностью.

Спонтанность проявляется различными способами. Гилфорд (1968) использовал термин "дивергентное мышление", относящийся к необычным ответам, когда решение, ответ или выбор находятся. Однако, Ариерти не полностью о согласен с этим, потому что Гилфорд формулировал  свою цель, как поиск функциональных решений. Однако, мы должны учитывать, что это может породить ситуацию стагнации. Точка зрения Ариети состоит в том, что оригинальность включает спонтанность, которая часто возникает как необычное следствие   интенсивной работы. Мысли  психотического пациента, возможно, будут оригинальными, разнообразными и уникальными, и их выражение спонтанно, но они связаны с особенностями психики, далекими от творчества. Ариети исследует сны, чтобы разъяснить различие между новизной, спонтанностью и творчеством. Хотя сны оригинальны и несомненно спонтанны, они - в основном продукты примитивных процессов, работы бессознательного.

В ТДТ нас интересует субъективная  оригинальность, те изменения, которые позволяют человеку исследовать себя. Иногда, пациент приступает к процессу экспериментирования с  движениями, которые отличаются от  характерных для  движений, чтобы проверить новые возможности, такие как изменения образа своего тела или конфликта между видением/опытом/пониманием. Фиорини(1995), переосмысляет психопатологию как ловушку повторения в создании и поиске новых вариантов. Ариети предлагает что-то подобное (см. цитату в начале этой главы).

 

Психология, искусство и творчество

 Искусство и творчество были предметами исследования в психоанализе. Вот некоторые проанализированные аспекты: личность художника, источники его или ее таланта или мотивации, смысл, выраженный в произведениях искусства, бессознательные  психологические процессы, сделавшие возможной артистическую деятельность, творчество гениев и повседневное творчество,  типы умственной деятельности. Психоаналитики различных школ исследовали эти вопросы относительно своих теорий, используя примеры из различных областей искусства: литература, изобразительные искусство и музыка (Ариети1976; Фиорини, 1995; Фрейд, 1908, 1914 и другие; Клейн, 1929; Крис, 1952; Сторр, 1993). Никто не установил связь  танца с теорией или использовал его в качестве примера, что подчеркивает  заявление Анзье:

 

«В период с 1950 по 1975 годы великим отсутствующим, неизвестным, низведенным обучением, повседневной жизнью,  экспансией структурализма, в психологии многих терапевтов (...) было (и в значительной степени остается) тело  как один из важнейших аспектов человеческой реальности, как глобальная и непревратимая данность, как то, в чем психические структуры находят поддержку» (Анзье, 1989/1998: 33.) 

Кажется, что психоаналитики не признают искусство, в котором тело художника является   сообщением и в тоже время сообщающим. Фрейд сказал Ромену Роллану, что не обращался к музыке, поскольку она связана с океаническим чувством до такой степени, что  ему не хватает близости с этим чувством. Танец, как и музыка, является невербальным искусством, он может быть очень эмоционально значимым для исполнителя и зрителя. Танец -  это  преходящее искусство: движения и фигуры выполняются и уходят мгновенно, “развитие на всем продолжении танца основывается главным образом визуально-кинестетического временном паттерне; иными словами, их продолжительность, повторения, общие черты, контрасты и отношения раскрываются во времени” (Надел и Штраус 2003, p. 272). Акцент на вербальном выражении в психоанализе может быть одной из причин упущения танца при изучении искусства и творчества. Новые идеи, представленные в работах Даниэля Стерна и других, является предвестниками  начала интереса к этой области.

Ниже приводится краткое обобщение идей и понятий, связанных с искусством и творчеством, которые я считаю самыми примечательными, поскольку они - часть теоретической основы ТДТ. Несомненно К.Г. Юнг значительно повлиял на ТДТ посредством своих работ по искусству и использованию творческого самовыражения пациентов в терапии, и я не буду обсуждать его идеи в рамках этой главы. (Подробно об этом можно прочитать у Ходоров, 1991) 

Творческий процесс, который разворачивается во время сессии как часть терапевтического процесса, интегрируется в пределах ТДТ. Терапевт способствует творческому процессу и вмешивается таким образом, что бы пациент осознал и принял его. (Winnicott, 1979a).

 

Фрейд: Артистическая деятельность как выражение желаний и сублимация

 Фрейд в основном изучал работы великих художников; его сочинения о литературе и изобразительном искусстве хорошо известны. Он оценил их как выявление бессознательного, как символические выражения желаний, сексуальных влечений или в качестве удовлетворения этих желаний и влечений — другими словами, как продукт сублимации. Несмотря на некоторую двусмысленность его выводов, особенно относительно художников, и также принимая выраженное отсутствие специальных знаний относительно эстетики и художественных средств, Фрейд создал основу психоаналитического понимания искусства. Некоторые его идеи в настоящее время оспариваются.

Одна из проблем в обращении Фрейда с  искусством - разделение, которое он иногда устанавливал между формой и содержанием. Он говорил, что его  интересовала не эстетика, но  значение произведения искусства. Тем не менее, анализируя изобразительное искусство, он упомянул, что  формы значимы. (Шнайдер Адамс, 1993). Искусствоведы  утверждают, что форма отображает значение, и кроме того, сама форма может быть смыслом произведения искусства. В танце это особенно важно, и соответственно это важно для ТДТ. Любой читатель видит, что прыжок, легкий и изящный очень отличается от медленного движения, требующего больших усилий.

В своей статье 1908 года   «Creative Writers and Daydreaming» 1908 года, Фрейд предложил концепцию артистической деятельности, как способа выражения желаний и средства их реализации, в обоих случаях символически. Он проводит сравнение между общими чертами деятельности художника и игрой ребенка. Оба создают выдуманный мир и относятся к нему очень серьезно, хотя они осознают, что он не реален. Произведение искусства дают нам   удовольствие и удовлетворение, которые были бы невозможны без их эстетической привлекательности  или если бы бессознательное, которое является их корнями, не было  бы открыто нам. Точно так же чувства, которые иначе были бы слишком болезненными, чтобы их выдерживать, могут быть терпимы  если их представить в символической форме. Так художник разворачивает свою психическую  жизнь, маскируя ее в эстетической форме.

Ранк (1907/1973) добавляет, что, публично выставляя свою работу, художник достигает бессознательного удовольствия: она выражает свои желания,  бессознательно разделяет скрытые значения ее работ с общественностью. Открытое принятие, достигнутое через показ, облегчает вину, вызванную этими желаниями. В ТДТ терапевт  или группа иногда играют роль аудитории.

Поэтому, согласно Фрейду, ребенок, который одевает накидку на плечи, прыгает и передвигается, пересекая пространство комнаты, мог символически показывать желания власти, завоевания или проникновения. Принятие этого действия освобождает ребенка от бессознательно чувства вины и позволяет ему сублимировать свои желания через игру и физическую активность, и развиваться в дальнейшем.

Группа взрослых в дневном центре общественной  системы психического здоровья отбивают ритм ногами, танцуя в кругу и комментируют, что это напоминает им движение, как будто они наступают на муравьев. Они могут выразить агрессию, гнев или другие  подобные эмоции таким образом, чтобы не причинять себе боль, посредством символической мысли. Подводя итог: “... фактически эта работа может быть намного значимым самовыражением, чем, то что показано в действии или беседе в реальной жизни. ” (Сторр, 1993, с. 109)

Перевод Ирины Кузнецовой (СПб)

Вернуться