Танец, пересекающий границы.

Нина Попадополус

Перевод: И.Шаллан (Минск)

Точка зрения терапевта в рамках научно-исследовательской работы по сравнению эффективности телесно-ориентированной терапии и стандартного лечения в виде поддерживающего консультирования пациентов, страдающих хронической шизофренией.

Я уверена, Вы согласитесь со мной, что Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является смешанной, гибридной профессией. Я имею в виду, что она является продуктом разнообразных дисциплин и представляет новую комбинацию элементов, которые можно рассматривать как несовместимые друг с другом. Если исходить из самого названия нашей профессии, то в ней Танец, чрезвычайно творческая деятельность, связан с Терапией, занятием, которое традиционно принадлежит медицине. Поэтому, я считаю, что важно обозначить, что мы вкладываем в это понятие в нашей профессиональной практике.
С точки зрения подготовки, большинство из нас воплощает эту смешанную форму в виде комбинирования разнообразных тренингов и профессий. С одной стороны, мы являемся или были танцорами в некотором смысле (профессиональными или нет), или мы обнаружили, что "танец", в самом широком смысле этого слова, был фундаментом в нашем личностном развитии и имеет некое глубинное значение для нас. Это занятие относиться, конечно, к артистической и творческой величине, которая может быть представлена в форме обучения, театрального представления и хореографии. Эта величина имеет свое собственное теоретическое обоснование, например, в подходах Лабана (North, 1972) и Анализе движений Бартеньефф (Levy F., 1992), или в других теориях, которые объясняют движение и тело.
С другой стороны, мы берем еще кое-что от танца - его "терапевтическую" природу. Да, танцоры всегда знали о потенциале танца в изменении самоощущения и о том, какую возможность он дает для психологического развития.
Теперь, позвольте нам на мгновение остановиться и подумать немного о слове "терапия". Строгим определением терапии является:
лечение физических или умственных расстройств не хирургическим способом.
Лечение определяется как:
применение медицинской помощи или внимания к пациенту.
Медицинская, конечно, относится к тому, что
касается науки медицины вообще.


Это - не место, чтобы вступать в дебаты о целительских и научных аспектах терапии. Я думаю, что Вы согласились бы со мной, что терапия, по крайней мере, может включать оба.
Так, если мы остаемся в границах строгих определений непосредственно, мы сталкиваемся с двумя измерениями, которые можно было бы счесть несоответствующими или конфликтующими. Это означает, что наш профессионал, состоит из (a) преимущественно артистической/творческой части, со стороны танца; и (b) терапевтической/научной, со стороны медицины. В действительности, в одно и то же время, мы являемся и творческими артистами, и учеными!
Мы можем рассмотреть этот гибридный характер нашей профессии с разных сторон - и с положительной, и с отрицательной. Два источника ТДТ могут быть квалифицированны как дополнительные, или как противоречивые. Я, конечно, рассматриваю наше гибридное происхождение как огромную силу, которая позволяет нам быть гибким и охватывать очень широкий диапазон деятельности, позволяя нам предложить наши услуги во многих сферах, в которых другие различные дисциплины являются доминирующими.

Другими словами, в моей работе, я определяю творческие и научные измерения как полярности на континууме и как дополнительные перспективы. Это означает, что мы танцуем через границы …..ТДТ можно рассматривать дисциплину, включающая и артистическое, и научное, и творческое разнообразие. Таким образом, ТДТ, как дисциплина, охватывает широкий спектр профессионалов.

Танец через границы.
Что касается нашей идентичности, то некоторые из нас называет себя танцевально-двигательными терапевтами, двигательными терапевтами, двигательными психотерапевтами, танцевальными терапевтами, и даже телесно-ориентированными терапевтами. Кроме этого, также разнообразна и наша работа: мы работаем со многими различными группами клиентов и назначениями. В этой краткой статье, я расскажу о терапевтических интервенциях, которые я использовала в рамках структуры одного исследовательского проекта, изучающего эффективность телесно-ориентированной терапии отрицательных симптомы хронической шизофрении. На Диаграмме 1 видно, что эта научно-исследовательская работа комбинирует области психиатрии, психотерапии и теории движения/танца.
Важно подчеркнуть, что этот проект получил одобрение комитета Этики Национальной Службы Здоровья (Великобритания), и все пациенты, участвующие в исследовании, подписали формы согласия, дающие разрешение на публикацию и использование материала для научных целей, таких как эта статья.
Напомним симптомы шизофрении. В DSM IV обозначены 5 основных симптомов:
1. мании;
2. галлюцинации;
3. дезорганизованная речь (например, частая разорванность или бессвязность);
4. чрезвычайно дезорганизованное или кататоническое поведение;
5.негативные симптомы (то есть, эмоциональное сглаживание (неадекватность эмоциональной реакции), афазия, полное равнодушие к радостям жизни, анергия (недостаток энергии, апатия), депрессия).
Медикаментозная терапия обычно воздействует на первые четыре симптома, но мало влияет на симптом № 5. Поэтому, в мои группы я включила пациентов, которые страдают от негативных симптомов группы № 5. Кроме того, они имеют некоторую очень специфическую телесную симптоматику (Rohricht, F. Priebe, S. 2000; Priebe. S, Rohricht, F. 2001), такую как потеря границ тела, десоматизация и изменение схемы тела. Поскольку мы видим, что состояние хронической шизофрении имеет очень четкую корреляцию с показателями тела, следовательно, телесно-ориентированная терапия может воздействовать на эти телесные симптомы.
Так, что мы фактически делаем в группе?
Доктор Рехричт (Rohricht) разработал структурированную программу, четко разделенную на 5 частей для возможностей оценки.
Каждая 1,5-часовая сессия состоит из 5 частей:
1. Открытие круга - включение
2. Упражнения на разогрев
3.Структурированная двигательная активность - адресация к специфической симптоматологии потери границ тела, десоматизации и изменению схемы тела, используя опоры типа шаров, больших круглых подушек, веревок
4. Творческое движение, включающее работу с опорами, двигательными скульптурами, парашютом, тканями
5. Заключительный круг - с рефлексией, самомассажем и релаксацией.
Итак, теперь я хотела бы обсудить то, что сообщается в моей работе об этих сессиях - и здесь я танцую через границы, используя эти три различных, но взаимосвязанных модели, которые, я чувствую, ТДТ может творчески объединить.

Три Модели
Психиатрическая модель - адресация к симптоматологии.
Теория Движения - обращение к использованию тела, пространства и факторов усилия.
Психотерапевтическая модель - адресация к интрапсихическому и интерперсональному психологическому функционированию в контексте группового опыта.
Ниже я расскажу о способе, которым я пробую комбинировать эти три взаимосвязанных области.
Со стороны психиатрии внимание сосредоточено на определении симптомов, которые проявляются у пациентов, и попытке облегчить эти симптомы, используя органические и фармакологические средства (Stanton-Jones, K.1992). В контексте этого исследования, мое внимание сфокусировано на общих негативных симптомах хронической шизофрении, которые включают эмоциональное сглаживание, афазию, полное равнодушие к радостям жизни, анергию и депрессию, а также и на специфических, к которым относятся отношение пациентов к их телам, то есть десоматизация, потеря границ тела и изменение схемы тела. Используя мои навыки ТДТ, в группе я обращаюсь к физическим симптомам непосредственно с целым диапазоном действий, которые были разработаны мною совместно с членами исследовательской команды, чтобы сосредоточить внимание пациентов на них. Например, в отношении потери границ тела, я изобрела следующий вид активности.
Я прошу, чтобы пациенты образовали пары. Пациент А стоит, а пациент В идет по направлению к пациенту А пока не достигнет наиболее близкого положения, которое может допустить пациент А. На том месте на пол кладется маленькая круглая метка, чтобы отметить расстояние; после этого та же самая процедура повторяется в пяти других направлениях (спереди и сзади). Затем, они меняются, и теперь стоит пациент Б, а пациент А подходит к пациенту Б снова с 6 различных направлений. Пациент А продолжает выполнять задание, контролируя расстояние, и каждый раз останавливается на комфортной дистанции. Упражнение повторяется с пациентом Б как с протагонистом. Это означает, что каждый пациент имеет два опыта регулирования расстояния и границ тела - один благодаря другому человеку, входящему в его/ее пространство тела, и другой благодаря его/ее вступлению в чье-либо пространство тела и границы. Затем вся группа обсуждает две формы, созданные круглыми метками на полу.
С точки зрения психодинамического подхода, это упражнение помогает пациентам непосредственно пережить ограничения их собственного пространства с пассивной и активной позиции. Это помогает им входить в контакт с их параноидальными чувствами (например, что кто-то приближается к ним сзади), а также позволяет им создать их собственное безопасное пространство и развить доверие. Устная обратная связь и полная групповая динамика позволяют пациентам устанавливать связь с их собственными проекциями.
Другим примером, который я хочу привести, чтобы проиллюстрировать мою работу является деятельность, которую я ввела в отношении психиатрического симптома десоматизации. Десоматизация - состояние, когда существует недостаток ясного ощущения тела. Например, пациенты сообщают, что их тела как будто оцепенели, что они не чувствуют что голова сделана из костей (чувствуют себя мягким и непрочным), что они не ощущают средней части тела (чувствуют себя набитыми опилкам).
При индивидуальной работе, пациентов попросили массажировать себя двумя способами. Во-первых, используя свои руки массажировать шаг за шагом их кисти, руки, ноги, ступни, плечи и спину. Затем они делали то же самое, но вместо того, чтобы использовать только руки, на сей раз, они использовали маленький резиновый шар, чтобы массажировать те же самые части их тела. Я поощряла их делать это упражнение, используя различные количества длительного давления и сильного веса. Позже, они рассказывали о своем опыте в группе. С точки зрения психодинамической парадигмы, это упражнение предлагает пациентам не только опыт себя как отдельного и взрослого индивидуума, но также это вызывает автоэротические импульсы, которые являются безопасными в контексте содержания группы. Проблемы границ личности и семьи также были активизированы, и как следствие часто появлялись воспоминания о плохом обращении.
Важно подчеркнуть, что поскольку все эти действия имеют место в контексте группы, они также имеют дополнительную ценность, содействующую развитию процесса групповой динамики со всеми его преимуществами (Yalom, 1995). Это означает, что, хотя каждый вид деятельности предназначен для воздействия на определенный симптом, это также усиливает чувство единства группы, которое, в свою очередь, создает необходимые групповые условия для психологического изменения. Эти условия включают климат безопасности, в пределах которого негативный опыт (и интрапсихический, и межличностный) может быть представлен, обработан и преобразован.
Подобно всем группам, эти исследовательские группы обычно начинаются как фрагментированные и несоизмеримые собрания индивидуумов, которые чувствуют себя отрезанными от себя и друг от друга. Степень тревоги и параноидальных чувств преобладает, и общая симптоматология хронической шизофрении является очевидной, особенно на ранних стадиях группы. Часто это проявлялось в преобладающих в группе чувстве тяжести, депрессии, недостатке мотивации и недостатке готовности участвовать в чем-нибудь. Пациенты иногда тратили целую первую сессию, глядя на часы! Обращаясь к этим негативным чувствам, я склонна начинать творческие двигательные задачи с разнообразных по качеству усилий, которые могут способствовать изменению на аффективном уровне. Также, на вербальном уровне, я интерпретирую чувства, которые пациенты могут испытывать. Постоянно я помню и о переносе, и о контрпереносе, которые активизированы, и часто интерпретирую их в манере, соответствующей глубине терапевтического процесса. В конце большинства групповых сессий, я предлагаю отразить в процедуре обратной связи моменты положительного и отрицательного характера, что часто развивается в живой обмен.
В процессе развития группы, терапевтические элементы, свойственные групповой работе начинают активизироваться (Yalom, 1995) и, в комбинации с полезными двигательными достижениями непосредственно пациентов (используются и структурированные двигательные задания, и творческое движение), они начинают образовывать пространство для индивидуального развития. Важно подчеркнуть тот факт, что во всех группах, которые я вела, пациенты фактически начинают наслаждаться опытом и с нетерпением ждут начала новой групповой сессии.
В основу выбора и структурированной и творческой двигательной активности легла теория Лабана. Постоянно, я наблюдаю обычный диапазон движения пациентов и пробую расширить его в максимально возможной степени. В целом, наблюдается недостаток усилий в борьбе, и время от времени, господство пассивного веса и немного отношения ко времени, потоку или пространству.
Наконец, я рада сообщить, что качественные ответы чрезвычайно позитивны, хотя и присутствует значительное волнение в нашей исследовательской команде относительно эффективности этого вида групповой интервенции в виде ТДТ для этого специфического психиатрического синдрома. Я хотела бы закончить несколькими определенными наблюдениями, которые могут дать Вам больше полезной информации об эффективности данного метода лечения.
1. Во-первых, эти пациенты обычно попадают в категорию DNA, то есть они не посещают назначенные им сеансы в клинике. В этом терапевтическом подходе норма посещаемости была намного выше ожидаемой.
2. В целом, пациенты были способны активно участвовать во всех аспектах сессии, как со мной, так и с другими членами группы. Мы получили устное подтверждение, что их уровень мотивации повышался, а их степень изоляции существенно уменьшалась. Во время заключительного круга группы, пациенты представляли очень позитивную обратную связь, говоря о том, как хорошо им себя чувствовать членами группы и как полезно для них пребывание в "компании" других членов группы. Фактически, большинство из них выразило желание продлить количество сессий свыше 20 и продолжить участие в группе.
3. Пациенты были способны получить доступ к более положительным, более здоровым аспектам их личности в творческой работе. Например, в течение одной специфической группы, в творческой части сессии, мы импровизировали с использованием нескольких ударных инструментов, музыки, танца и пения, которое появилось спонтанно, постепенно стало очень громким, и было слышно всюду по зданию. Я была скорее обеспокоена, что другие врачи в клинике будут потревожены. Однако я был восхищена, когда, после сессии, несколько членов штата и другие врачи сказали мне, насколько замечательной и профессиональной была музыка, и даже предложили записать ее на компакт-диск для Фонда!
4. Пациенты за период лечения изменяют способ, которым они используют свои тела, и это затрагивает способ, которым они участвуют в группе. Например, один молодой человек всегда сидел у края комнаты в течение начального круга, и оставался так близко к стене насколько возможно в течение упражнений разминки. На ранних стадиях группы ему было чрезвычайно трудно двигаться в центре комнаты. Он считал невозможным говорить в группе и отвечал на вопросы односложными ответами. Он был неспособен расширить его форму тела и всегда ощущал себя слабым и тяжеловесным. Он был полностью неспособен принять любой сильный вес или демонстрировать гибкие пространственные качества. В упражнениях, специально разработанных для сосредоточения на границах тела, он не позволял никому подойти к нему. Тогда, в течение 10-ой сессии, я ввела мячи как средство опоры и сначала предложила, чтобы пациенты использовали их самостоятельно. Я была поражена, обнаружив, что этот молодой человек отошел от стен комнаты в середину и провел, по крайней мере, 10 минут, отбивая мяч различными частями его тела. На последующих сессиях, он начал взаимодействовать с другими членами группы, сильно ударяя о них мячом. В том действии, он использовал и сильный и легкий вес. До этого крупного достижения в движении, он никогда не предлагал никакой личной информации, но после этого, он застенчиво говорил о серебряной рыбке, полученной ко дню рождения. Это подвело его к тому, чтобы говорить больше о себе, о его семье и его детстве с большим двигательным оживлением. Нельзя было не задуматься над символикой его подарка ко дню рождения - изолированная рыба, помещенная в шаре!
5. Другой молодой человек, который чрезвычайно опасался начинать это лечение, потратил большую часть времени, отведенного для знакомства на первой сессии, говоря, что он не думал, что этот тип группы ему подойдет. Когда мы начали разминку, я сказала, что есть возможность выбрать музыку, и заметила, что он заинтересовался. Он предложил выбрать музыку для разминки, и было весьма интересно наблюдать, как он начал двигаться. Похоже, что его активное участие в выборе музыки позволило ему получить доступ к широкому, творческому диапазону движения, который в свою очередь, активизировал его мотивацию и облегчил его участие. Скоро он взял на себя ведущую роль, предлагая движения для группы перед зеркалом, и стал их называть (например, "чувствующий себя свободным" или "труп"). Кроме того, вскоре он смог использовать опоры, чтобы ваять голоса, которые он постоянно слышал, таким образом, воплощая и разделяя его личный кошмар.
Я всегда предлагаю пациентам выбрать их собственную музыку для движений, и для большинства следующих сессий он каждый раз приносил различные компакт-диски. Он имел превосходную музыкальную коллекцию. Он задавал много вопросов о группе и значении различных видов активности, на которые я предложила прямые ответы, очевидно исходя из терапевтических соображений. Было отмеченное улучшение его состояния, и он взялся организовать отдел абонемента компакт-дисков для других пациентов, которые слышали голоса (для группы самопомощи вне этого проекта).
6. Другой пациент, довольно раздражительный, подозрительный и агрессивный мужчина, едва участвовал в чем-нибудь на первых сессиях, так как думал, что все это весьма "глупо". Он был очень крупным мужчиной с нерегулярной хромотой, и заставлял меня и моего ко-терапевта чувствовать, что рядом с нами находится монстр. В течение 7-ой сессии, мы были потрясены, когда в течение специальной двигательной активности пациентов попросили обвести их тела на полу с помощью веревки, он упомянул себя как "Франкенштейна". Фактически, контур, который он сделал, действительно напоминал Франкенштейна. Это осознание, казалось, побуждало его выйти из его отрицательного состояния. Затем, он задал много вопросов для обоснования различных частей групповой работы, и стал более занятым. Вскоре он стал игривым и начал устанавливать отношения. Он любил работать с парашютом и исследовал много различных способов создания шторма с его помощью. На других сессиях он был полностью поглощен созданием историй в скульптурах, в которых всегда присутствовал элемент насилия, но неизменно насилие находило путь для разрешения, и каждая история заканчивалась походом в паб. Его диапазон движения увеличился, он стал намного больше скоординированным, и его хромота стала менее очевидной. К концу группы, он был способен выразить его печаль и чувство потери. Его монстр исчез, и с ним стало намного легче взаимодействовать. Обращение к части себя, которую он идентифицировал как Монстра (часть, которую Юнг назвал бы "Тенью"), в безопасной и поддерживающей окружающей среде, позволило преодолеть его полное равнодушие к радостям жизни.
7. Одна африканская женщина непрерывно чувствовала присутствие демонов, прибывающих к ней, чтобы заставить ее страдать от большинства негативных симптомов шизофрении. В начале группы, в течение деятельности, когда пациентов попросили создать на полу форму, которая соответствует их ощущению удобного дома, она всегда делала ее с открытой дверью в задней части дома, так, чтобы она могла убежать, если за ней придут демоны. Ее опасение относительно демонов доминировало над нею на протяжении большинства сессий. Однако когда я ввела сильные топающие движения (одна сессия в творческой секции танца), казалось, что кое-что, тронуло ее. Она соединилась с африканскими ритмами и отпечатывающими шагами танца, и постепенно это привело ее к потере страха относительно демонов во время группы. Она больше не чувствовала потребности убежать от демонов, и, казалось, восстановила ее чувство базовой безопасности. Она больше не нуждалась в запасном выходе в задней части ее дома!
Как Вы можете видеть, изменения, которые происходят в этой группе, могут быть существенными. Группа также позволяет восстановить уместность обычных ежедневных аспектов жизни, поскольку психотические особенности уменьшаются. Пациенты становятся увлеченными друг другом и способными разделить обычные аспекты жизни, такие как их споры со страховыми агентствами, интерес к посещению магазинов и кулинарным рецептам, а также футбольные увлечения. То, что необходимо подчеркнуть снова относительно силы этого специфического типа интервенции, то это то, что пациенты, которые часто не отвечают на более традиционные терапевтические или фармакологические методы, показали позитивную реакцию на эту работу. Поэтому, наша комбинированная профессия, несмотря на другие трудности, которые могут быть связаны с недостатком уникальной терапевтической парадигмы, предлагает уникальные возможности для творческой комбинации этих трех базовых моделей (психиатрии, психотерапии и движения). Этим способом, мы можем танцевать поперек, по-видимому, несовместимых границ медицинской/научной и творческой/артистической областей.

Ссылки:
1. Levy, F. (1992) Dance Movement Therapy. A Healing Art. Reston: American Alliance for Health, Physical, Education, Recreation and Dance.
2. North, M. (1972) Personality Assessment through Movement London: Macdonald and Evans
3. Priebe, S. Rohricht, F. (2001) 'Specific Body Image Pathology in Acute Schizophrenia'. Psychiatry Research 101, 289-301.
4. Rohricht, F. Priebe, S. (2000) 'Body Image and Anxiety in Paranoid Schizophrenia' Advances in Psychology Research, 1, 127-133
5. Stanton-Jones, K. (1992) An Introduction to Dance Movement Therapy in Psychiatry, London: Routledge.
6. Stevens, R (ed). (1997) Understanding the Self, Milton Keynes: Open University Press.
7. Yalom, I.D. (1995) The Theory and Practice of Group Psychotherapy. 4th Edition. New York: Basic Books.

Источник. 

Вернуться