Августа Райхель Интегративная двигательная телесная терапия
Методы интегративной двигательной телесной терапии развились из
соединения различных терапевтически форм и были в 1966 году обоснованы
Иларионом Петцольдом как интегративный подход. Одно из важнейших
влияний пришло из терапевтического театра, основанного в 1908 врачом,
биологом, философом - Владимиром Ильиным. В конце 19 века он изучал
упражнения Константина Станиславского, направленные на расширения
переживания собственного тела. Ильин учился у Шандора Ференци, который
применял «активный анализ», и включил в техники «неокатарсиса» тело,
дыхание и движение.
Ильин интегрировал эти телесные и двигательные техники в свой
терапевтический театр. Там Петцольд и познакомился в 1963 г. с этим
направлением Другие влияния пришли из «экспрессивной телесности» (Laura
Sheleen), дыхательной терапии (Proskauer&Middendorf), психодрамы
(Moreno) и гештальттерапии (Perls) (Petzold & Heinl 1983). Под
влиянием этих терапевтических направлений Петцольд развивал с1966
до1972 в институте Ф. Перлза ИДТТ, которая стала основой и оформилась в
герменевтические, феноменологические методы работы с осознанием тела.
Центральным аспектом работы является осознание, бдительное осознание
того, что происходит во мне и вокруг меня и того, какие структуры стоят
за этими воспринятыми феноменами.
Картина личности и диагностика
В терапевтическом процессе воспринятые феномены опознаются, понимаются,
объясняются, таким образом, что переводят экспрессию и креативный
потенциал в коммуникацию и способность действовать. В начале процесса
терапии стоит не диагностика структуры характера (Лоуэн), а собственное
телесное восприятие и терапевтический процесс. Чем сильнее клиент или
пациент выражает себя в диагностических событиях, тем более
непосредственный эффект терапии. (Kirchmann 1979, 14) В учении о
патологии различают антропологическое и клиническое измерение того, что
понимают под словом отчуждение. Клиническое измерение исходит из
патогенного влияния обстоятельств, которые возникает у каждого в
биографии преимущественно в патогенном окружении. Такие патогенные
стимулирующие обстоятельства создаются под внешнем влиянием –контакты с
социальным окружением, события и атмосфера. При этом речь может идти о
расстройстве (возникает при непостоянном и неоднозначном
стимулировании), дефиците (при недостаточном стимулировании), конфликте
(при внешнем или внутреннем противоположном стимулировании) или травме
(при сверхстимулировании).
Такие патологические стимуляции и хронические защитные механизмы могут
возникать в любом жизненном периоде и лежать в основе невротизации
(Petzold 1988, 76). Однако, особенно тяжелыми являются нарушения в двух
первых жизненных фазах, потому что ребенок переживает свой опыт
тотально, цельно. Эти ранние переживания не могут быть достижимы для
проработки через чисто вербальные методы терапии, и здесь необходим
доступ через тело. Это требует от терапевта высокой чувствительности к
проявлениям «Orpha» - это стратегии преодоления, предпринимаемые
«организмическим интеллектом» (напр. Ferenczi 1988; Iljine 1942),
одновременно являющееся необходимой программой тела. Интегративная
двигательная терапия опирается на картину личности, которую можно
описать так: «Человек - это тело – душа – дух - субъект», находящийся в
социальном и экологическом окружении и в континууме времени» (Petzold
1988, 185). Антропологическое направление предлагает искать в работе с
людьми многообразие возможностей и одновременно перспективу, телесные
нарушения в социальном и историческом контексте. Диагностика проходит,
поэтому на нескольких уровнях, т.е. проблематика может быть
многослойной.
• на телесном уровне - потеря чувствительности, способности к движению, силы и т.д.
• на психическом уровне - потеря реальности, раскол на эмоции и фантазии.
• на социальном уровне - как нарушение отношений, бедность контактов, так и
неспособность устанавливать отношения
• на духовном уровне отсутствие смысла жизни и идеалов.
Методика и терапевтический процесс
ИДТТ может касаться приведенной здесь проблематики различными модальностями:
• Центрированная на упражнениях, функциональная модальность:
функционально «правильное» дыхание и движение, регуляция напряжения и
расслабление, увеличение способности к восприятию… Здесь могут
использоваться различные функциональные методы (Alexander, Jacobson,
Ehrenfried, Middendorf).
• Центрированная на переживаниях агогическая модальность: Через
восприятие и экспрессию тело переживается как относящееся ко мне, как
тело, которое есть Я (Iljine, Marcel), и является основой для личной
ответственности, центрированности, грациозности и достоинства. «Хороший
гештальт» в смысле равновесия и выразительности личности – цель этой
модальности.
• Конфликт-центрированная модальность: Травматический опыт, нарушения,
конфликты имеют свое выражение в теле, в видимых и ощутимых напряжениях
и в осанке, паттернах движения и поведения. Контакт с чувствами и
эпизодами и атмосферами из биографии (Narrativen) происходит через
телесное восприятие, и переработка этих запечатленных в теле событий
происходит через телесное выражение (эпизодов, осанки и …) и
когнитивную переработку, через понимание значения слов и действий
(Petzold 1988, 111). Тетрадная система ИДТ предлагает ИДТ-терапевтом
помощь по структурированию возможности сопровождать процесс,
охватывающий четыре фазы.
Он происходит на различной терапевтической глубине.
Методическими ключевыми точками в ИДТТ являются:
• Расслабление –напряжение для достижения живого и наполненного энергией различения;
• Тренинг движений, чтобы создать радость в теле м основу для улучшения коммуникации;
• Тренинг ориентации для достижения социальной пространственной и временной ориентации;
• Тренинг повышение чувствительности для развития способности воспринимать и доверия к себе;
• Тренинг экспрессивности для достижения вербальной и невербальной экспрессии и коммуникативной способности;
• Тренинг креативности;
• Возникновение гибкости ролей и повышение способности действовать
через дифференциацию восприятия чувств и их адекватное выражение.
• Тренинг фантазирования поддерживает возможности представлений и расширяет этим поле переживаний и действий.
Дыхание и голос как телесное выражение занимает в ИДТ особое место.
Через различные техники обучаются прежде всего наблюдению за изменением
дыхания и освобождением его.
Кроме того, используется музыка и танец именно в смысле импровизации и
стимулирования. Тимопрактика – специальные методы работы -
конфликтцентрированная работа с телом через прикосновения. Она являются
ядром телесной терапии. «Исцеляющие прикосновения» были доработаны
процессуально –ориентированными, аналитическими и гештальтистскими
подходами.
Эти многочисленные стимуляции вставлены в терапевтический процесс и
представляют всегда путь от «феномена к структуре». Цель этих методов
наряду с решением проблем, преодолением конфликтов и исцелением,
развитием личностного потенциала, является и развитие грациозности и
достоинства в движениях, чтобы принимать и переживать мир из
собственного центра. (Buytendijk 1956).
Цели ИДТ касаются обхождения и лечения патологических состояний
(Дефицита, хронических и острых расстройств), защит и стабилизации
здоровых частей личности (способности воспринимать и выражать,
структуры переживаний и поведенческого репертуара) развития и
тренировки новых способов поведения).
Области применения.
В психотерапевтической практике
как мультимодальные методы работы. Здесь предлагает ИДТ широкий спектр
методов лечения неврозов и психосоматозов. Со своими тренирующими,
мобилизирующими и стимулирующими элементами ИДТ особенно подходит для
лечения длительногоспитализированных пациентов, психиатрических и
гериатрических пациентов, в работе с зависимостями как тренирующие и
вскрывающие методы работы. В психотерапии детей и подростков ИДТ
эффективна благодаря своим игровым элементам, для изменения поведения
эффективны формы работы, ориентированные на конфликт. В области
лечебной педагогики для развития экспрессии, чувствительности и
кретивности, а также применимы для дополнительного образования
педагогов и социальных работников. (Petzold 1988, 173).
Перевод Эльвира Хмельницкая