Танцующие в тесноте

Елена Тесля

Контактную импровизацию не назовешь танцем -
это и борьба, и игра, и психотерапия, и откровенный
разговор, и одновременно ничего из указанного. Скорее
вопрос стоит так: контактная импровизация - это танец
или секс? Или просто - лучше, чем танец

Легкое безумие
Был морозный зимний вечер. Я зашла в танцевальный зал, опоздав на семинар по какому-то новому и совершенно неизвестному стилю танца, который никто не мог толком описать. И вдруг из обычного мира куда-то спешащих людей с замерзшими лицами и руками я перенеслась в другой, теплый, мир.
Обычный танцевальный зал с зеркалами преобразился. Зрители сидели, будто заколдованные. А в центре круга на некотором расстоянии друг от друга стояли юноша и девушка. Они просто смотрели друг на друга. Их обволакивала музыка - что-то незнакомое.
Еще почти не двигаясь, они передавали друг другу и всем присутствующим некоторое напряжение. И вдруг девушка сделала жест рукой, легкий, едва различимый, будто призывая мужчину к движению. Он мягко двинулся за ней, и, как только он коснулся ее руки, началась игра. Не отрываясь друг от друга ни на минуту, они бегали друг за другом, катались по полу, подпрыгивали, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, отбегали в сторону... Это был легкий и одновременно безумный танец. И этот танец был... сексуальным.
Дух захватывало у всех. Как будто мы стали племенем, а эти двое - шаманами. Они говорили движениями, не произносив ни слова.

Откуда ноги?
В 1972 году Стив Пэкстон, танцор из Нью-Йорка, на одном из выступлений представил работу "Магний". Он и еще 11 танцоров двигались по сцене, падая, сталкиваясь, прыгая и замирая, при этом у них не было сценария и каждый из них не знал, что будет делать в следующий момент. Потом Стив собрал группу из 15 человек и начал исследовать возможности танца, выявленные во время того выступления. Это не было ни борьбой, ни сексом, ни бальным танцем, хотя и содержало некоторые элементы всего этого. Исследование развилось в новый подход, при помощи которого можно работать с телом, воображением и мыслями. Он и был назван контактной импровизацией.
По-русски словосочетание "контактная импровизация" было произнесено впервые в 1997 году в Москве. Сейчас клубы, где можно попробовать ей заняться, есть в Санкт-Петербурге, Ярославле, Киеве, Днепропетровске, Кишиневе...

Восстановленная связь
Со стороны это выглядит как хаос, но все происходит плавно и красиво. На самом деле тело - это первое, что следует менять, если хочешь изменить что-то в себе. Здесь говорят, что через тело меняется взгляд на жизнь. А еще здесь уверены, что нет людей, которые не умеют танцевать. Если у тебя есть ноги, ты будешь танцевать. Прийти может любой: худой, полный, высокий, маленький, юный, взрослый, пластичный, неповоротливый, общительный или нелюдимый - и даже если до этого никогда не занимался танцами или спортом. Гибкость связана не с физиологией. Каждый человек при достаточном уровне расслабления и доверия к своему телу может завязываться в узел, как йог. Без растяжки, конечно, все равно не обойтись. Но этому тебя научат уже на занятиях.
Для начала тренер объясняет присутствующим, чем они тут будут заниматься. Иногда после упражнения люди делятся своими впечатлениями, но не всегда. Хотя впечатления других людей могут дать тебе новое понимание себя, даже озарения.
Ведущий и автор тренингов по танцевальной терапии Александр Гиршон говорит: "Научиться понимать себя в движении несложно. Посмотрите на детей - для них удовольствие от движения, любовь к движению безусловны. Это то, с чего мы все начинали, это основа. Достаточно вернуть эту радость. Уверенность, вариабельность в поведении, изменение сценария по своей воле - эти возможности отсюда следуют...
Некоторые вообще не умеют двигаться. Человек чувствует, что контакт с телом нарушен, и возникает естественное желание восстановить связь с телом, вспомнить ее. Мы даем достаточно простые упражнения, некоторые из них используются для подготовки актеров, танцоров, но контекст этих упражнений другой - необходимо высказать, что ты чувствуешь. Два мира соединяются - происходит понимание смысла движения".

"И я поверила…"
Что же будет с тобой, если ты решишь попробовать?
Ты будешь кувыркаться, летать и прыгать, валяться по полу и рассказывать истории вместе с партнером с помощью движений собственного тела. У тебя могут возникнуть трудности. Но все эти трудности решаются - только загляни в себя поглубже. И главное: разобравшись в себе, ты начнешь и в жизни вести себя более открыто.
- Меня будто захлестнуло какой-то волной, - рассказывает после тренинга Марина, преподавательница бальных танцев. - Это было уже второе занятие. Руслан, наш тренер, выбрал меня в партнеры и позвал к себе в центр. Он сказал, что нужно расслабиться и довериться ему. Двигаться вслед за ним.
И я поверила и пошла. Все кружилось, я двигалась за ним, он подбрасывал меня, крутил, и, несмотря на вихрь движений, все это было совершенно безопасно и не страшно. И вдруг он замер. Я открыла глаза и поняла, что вишу вниз головой, зацепившись за его плечи лишь пальцами ног. Все, о чем я подумала тогда, было: "Этого не может быть". Я до сих пор не понимаю, как я там очутилась".
Сначала ты учишься доверять партнеру. Одно из упражнений: нужно встать на высокий стул (а лучше на стол и стул), повернуться спиной к людям, которые будут тебя ло-вить, и упасть назад. В группе незнакомых людей это сделать сложно.
"Когда я пришла сюда, у меня были сложности с доверием к партнеру, - говорит Мария, 24 года. - Но здесь меня привлекает парное взаимодей-ствие. Оно позволяет разглядеть в себе "заморочки", обратить на них внимание и осознать. Для меня это тема доверия и еще раз доверия. Я стала доверять себе и миру".
Кирилл, 34 года, ходит па тренинги уже давно: "Контактная импровизация требует открытости. Это не набор позиций и приемов, которые нужно просто отработать. Если хотите, это спонтанность, но осознанная. У тех, кто привык мыслить механически, возникают трудности с тем, что нужно делать во время танца".
Поймать движения партнера - самое интересное и приятное. Из-за этого многие и ходят сюда: услышать друг друга, утолить сенсорный голод. Ты раскрываешься, ты не думаешь, как выглядишь со стороны. Главное - что чувствует твой партнер и что чувствуешь ты. Таким образом ты ставишь его чувства во главе и, идя за ним или ведя его, создаешь некое единение двух тел. Контакт.

И все же - танец или секс?
"Контактная импровизация позволяет получить "запретный плод": касания, объятия, физическую близость - то, чего в обыденной жизни людям очень не хватает, так как не поощряется социумом, - продолжаем мы разговор с Марией. - Здесь можно выразить свою сексуальность. Все это очень похоже на сексуальную игру. Эти постоянные соприкосновения тел внешне выглядят очень волнующими - невольно закрадывается мысль, что танцующие не просто танцуют, а что между ними происходит нечто большее. Вы становитесь одним целым, вы слышите друг друга, чувствуете. Но это не секс. Это тотальное доверие, передача инициативы. Это возможность общаться на языке тела так же, как ты общаешься на обычном языке. Ты ведь не всегда возбуждаешься, просто разговаривая с партнером? Так и тут".
Большую часть информации мы передаем окружающим движениями тела, интонациями, а вовсе не словами. Многие женщины подают мужчинам призывные знаки - это и есть то, что называется сексуальностью. Мужчины же поддаются не думая.
Так происходит диалог тел и в танце. Но все мы люди. Иногда случается, что ты попадаешь в пару с партнером, который тебе не нравится (хотя это случается крайне редко).
Тогда ты можешь выбирать. Если ты продолжаешь танцевать с партнером, который тебе не нравится в силу каких-либо причин, ты становишься более осторожной, а твои движения более осознанными. Так сказать, берешь на себя ответственность за возможные последствия - такие как дискомфорт, например. Что же происходит, если твой партнер переступит какую-то грань, подойдет к тебе ближе, чем ты можешь позволить?
"Если такое произойдет со мной, то партнер сначала получит предупреждение. А если оно не возымеет действия, - продолжает с улыбкой Мария, - я просто откажусь с ним танцевать. У меня лично очень строго с границами. Однако, думаю, что касаний не хватает многим. И я танцую потому, что это парный танец, подразумевающий контакт тел. Есть такая группа мужчин с сальными глазами... Я с ними танцую очень редко. А кому-то это нравится. Но все-таки подобных мужчин здесь крайне мало. Их либо выдавливают из группы, либо они меняют поведение - насыщаются и становятся нормальными партнерами.
В контактной импровизации есть одно ограничение - в возрасте (сюда принимают только с 15 лет). Оно связано с сексуальной зрелостью и с возможностью осознавать ответственность. Потому что в танце ты отвечаешь за партнера.
После занятия я вышла на улицу и по-новому взглянула на мир. Я приглядывалась к людям, идущим но тротуару. А представляешь, если бы все люди стали говорить движениями? Вот это был бы хаос. Так что оно и хорошо, что человек изобрел слово. Но также хорошо, что у нас есть возможность вернуться в прошлое и почувствовать себя людьми, живущими инстинктами, понять, как мы двигаемся. А также, возможно, куда и зачем.

Cosmopolitan, 1, 2005

Вернуться