Контактная импровизация
как средство танцевально-двигательной терапии

По материалам диссертации Адвоа Лемьё (Adwoa Lemieux) на соискание степени магистра гуманитарных наук в области танцевально-двигательной терапии, Институт Наропы, Боулдер, Колорадо, 1988

Целью работы Адвоа было представить форму контактно-двигательной терапии (КДТ), подчеркнуть важность контакта в танцевально-двигательной терапии (ТДТ), необходимость для терапевта, находясь во взаимодействии с клиентом, быть в контакте с самим собой.
Адвоа родилась и выросла в Африке, в Гане, где «танец тесно вплетен в повседневную жизнь». Она училась в университете штата Юта, на отделении танца модерн. Потом встретилась с Мэриэн Маккена, которая была танцором контактной импровизации (КИ), и та ее пригласила в партнеры. Спустя полтора года они создали небольшую группу, которая занималась КИ.
Она обнаружила, что по мере практики КИ ее принципы внедряются в жизнь. КИ стала практикой «исцеления и личностного роста». То же самое она наблюдала и в своих студентах. Они менялись. Они чувствовали себя лучше в своих телах и во взаимоотношениях с другими людьми. Это вдохновило ее как танцтерапевта использовать эту практику более глубоко.
Она стала замечать параллели между своими клиентами и студентами. И она заметила, что шаги, или основные стадии, были общими. Она начала использовать свой опыт танцора КИ в работе с клиентами. Не обязательно это был физический контакт. Это могла быть, как Адвоа это называет, «чувственная энергетическая связь».
Она заметила, что метод совмещения ТДТ и КИ дает хороший эффект для групп пациентов с самыми различными проблемами.

Она пишет: «Взаимодействие терапевт-клиент в сессии ТДТ во многом параллельно взаимодействию в контактном дуэте. Форма КИ предлагает богатый источник ресурсов для танцтерапевтов».
«Поскольку я танцую КИ в течение восьми лет, и одновременно практикую ТДТ, я хочу поделиться своим опытом того, как я достигла связи этих двух форм в своей практике терапевта и контактника.
За годы моей практики КИ я наблюдала внутренний рост и повышение уровня самопознания как в себе самой, так и в моих студентах. Работа поднимала вопросы близости, личной силы, зависимости/независимости, границ, взаимодействия, контроля, вопросы, связанные с весом, поддержкой, доверием, риском и отпусканием (приятием). И эти же вопросы вставали перед моими клиентами, с которыми я работала в сессиях ТДТ.
Я обнаружила общие черты и отличия в этих двух формах. Очевидно, что эти формы взаимно обогащают друг друга.
Как танцтерапевт, я обнаружила, что контактный дуэт поддерживает мою работу. Я использую форму КИ в моей практике. Я чувствую, что это часть моего стиля.

Что такое Контактная Импровизация? С точным определением всегда были трудности. Стив Пэкстон: «Когда в 1972 группа танцоров начала работать в КИ, это было исследование возможных способов взаимодействия через прикосновение. Движение, которое при этом получалось, было нерациональным, интуитивным, и приводило к непредвиденным ситуациям и положениям». «КИ – это не какая-то установленная форма с четким движенческим словарем; это подход к движению, в котором студенты движутся, руководствуясь импульсами и интуицией. Сознание при этом начинает наблюдать, свидетельствовать тело и чувство движения». «КИ тесно связана с такими формами близкого парного взаимодействия, как объятья, борьба, боевые искусства, и включает спектр движения от неподвижности до сложных атлетических элементов. Такие крайние формы диктуют определенный способ движения: расслабленный, в постоянной осознанности и готовности, постоянно в потоке. Основной фокус – что партнеры постоянно остаются в физическом контакте, разделяя вес, сосредоточившись на физических законах, связанных с массой: гравитация, скорость, инерция и сцепление. Они не стремятся достигнуть какого-то результата, скорее, встречаться с постоянно изменяющейся физической реальностью, с ее пространством и энергией».
Нэнси Старк Смит сказала, что «определение здесь в действии».
В КИ нет четких техник, есть как бы ведущие линии, ключевые точки, которые помогают начинающим контактникам учиться отдаванию веса, ощущению гравитации, дезориентации, обеспечению безопасности для себя и партнера при падении, спиралях, расслаблении. На самом деле сама форма является учителем. Каждый учится ей с помощью своего собственного тела, накапливая информацию в каждом танце, с каждым новым партнером. Учитель лишь направляет этот процесс.

Что такое ТДТ? «Психотерапевтическое использование движения как процесса, который влечет за собой физическую и психическую интеграцию личности. Это вызывает изменения в чувствах, сознании, физическом функционировании и в поведении» (из манифеста Американской ассоциации ТДТ). «Танцтерапевт сочетает вербальную и невербальную связь, чтобы способствовать выражению клиентом чувств, участию в человеческих взаимоотношениях, повышению самоуважения, развитию более реалистичного образа тела и достичь посредством этого чувства релаксации и удовольствия».

Я хочу сравнить эти две формы, рассматривая, как в каждой из них используются такие аспекты как прикосновение, поддержка, и каким путем достигаются изменения.
За годы практики и преподавания КИ я часто слышала: «Возможно, это не терапия, но это, несомненно, терапевтично». Партнер в КИ откликается на движение своего партнера. Обратная связь мгновенна, непосредственна и телесна. Это сенситивные взаимоотношения, в которых каждый из партнеров осознает одновременно себя и партнера, создавая диалог, разговор. Через это осознание что-то случается. Часто при помощи телесной чувствительности и осознанности оба партнера попадают туда, где они еще не были, в новое место. Что-то меняется и на физическом, и на эмоциональном уровне.
Основное различие КИ и ТДТ – в форме отношений. В одном случае мы имеем дело с партнером, в другом – с пациентом или клиентом, т.е. имеют место разные формы контракта.

Контракт
В терапевтической ситуации существует некая форма контракта между терапевтом и клиентом. Это разрешение, или позволение для терапевта на терапевтическую работу с этим человеком, включая его личную историю, эмоциональные состояния и т.д. А пациент (клиент) в свою очередь имеет позволение на способы обратной связи, а также определенные ожидания на результат от этих взаимоотношений.
Это отличается от контракта, существующего в контактном дуэте. Там контракт состоит в том, чтобы просто оставаться присутствующими, и на большую часть способов взаимодействия. Здесь каждый ответственен в первую очередь за себя, особенно в вопросах безопасности, затем – за своего партнера.
И, хотя контрактом это не оговаривается – поддерживать партнера эмоционально – но такая поддержка в основном имеет место быть. Хотя партнеры часто даже не знают, как друг друга зовут, и им не важно, чем они занимаются в обычной жизни.

Фокус
ТДТ работает с эмоциональными состояниями через движение, и, может быть, использует движение, чтобы проникнуть внутрь и вызвать эмоции и чувства на поверхность. В КИ эмоции также выходят на поверхность и участвуют в движении, однако фокус внимания сосредоточен на контакте. То есть, намерения (интенции) различны, хотя результат не так уж отличается.
«Я увидела, что чем глубже я ощущаю движение, тем более выразительным оно становится, и тем большая ясность появляется при этом» (Мэри Уайтхаус).

Прикосновение.
Контактная импровизация основывается на прикосновении.
В КИ прикосновение используется как основное средство коммуникации между партнерами. Большинство людей приходят в КИ именно за прикосновением. Возможно, это потому, что в нашей культуре существует запрет на прикосновение.
Другие культуры не лишают себя в такой степени прикосновений и покоя, поэтому они не нуждаются в этом так сильно. Людям здесь не хватает прикосновений в социальной жизни, и часто даже в семьях между супругами прикосновение связано только с сексом.
Прикосновение является базовой потребностью человека. «Мы созданы в союзе двух тел, и остаемся связанными с телом матери, пока не перерезана пуповина. И даже после рождения, мы нуждаемся в прикосновении, чтобы выжить» (Эшли Монтэгю, «Прикосновение»). Это подтверждают многочисленные исследования. Дети, к которым прикасаются чаще, имеют более высокую способность к выживанию, чем те, кто лишен такого контакта. Дети, которых ласкают и лелеют, вырастают более здоровыми и далее в жизни у них бывает меньше эмоциональных и ментальных проблем. Пациенты, к которым прикасались медсестры, приходили в норму быстрее, нежели те, которые были этого лишены.
Прикосновение воздействует сразу и на тело, и на сознание. Показано, что оно вызывает те же нейронные, гормональные, мышечные и ментальные изменения, которые в комбинации мы называем эмоциями. Глагол «трогать» («быть тронутым») означает быть эмоционально вовлеченным в то, что мы описываем.
В КИ каждый позволяет себе «быть затронутым». Это похоже на ТДТ. Ведь быть затронутым в этом случае означает позволить другому прикасаться к тебе, так и ощущать эмпатию к другому.
Прикосновение оживляет мое тело и дает ему свободу выбора «быть затронутым». Когда меня касаются, я чувствую углубление в мое тело и в мои чувства. Я чувствую возможность новых путей. Кажется очевидным, что существуют каналы, ведущие от поверхности моего тела к самой сердцевине моего бытия. Чтобы танец случился, я позволяю чему-то тронуть меня.
В КИ прикосновение происходит для того, чтобы двигаться вместе. Когда я чувствую прикосновение партнера, я реагирую на него через точку контакта. Это сенситивная, фокусированная работа, в которой задействуются и тело, и сознание.
Это привносит ощущение «присутствия» в мое тело. Я полностью «предаюсь» танцу и партнеру, включаю всю свою сущность в момент танца. Иногда мы лучше осознаем себя, осознав границы своего тела. Здесь в этом помогает подвижное, живое тело партнера, и это вносит в танец (качество удовольствия и игры)
Подобным образом прикосновение используется в терапии. Оно воздействует на более глубинные слои сознания, привлекает осознание клиента в настоящий момент. Но цель (намерение) прикосновения должна быть ясной: «Я забочусь», «Я поддерживаю тебя», «Ты не один», или «почувствуй это». Я направляю внимание клиента в какую-либо часть его тела при помощи прикосновения. Это может быть директивно: «Направляй дыхание в эту часть тела». Прикосновение может дать ясное послание о границе: «Это ты».
Но здесь нужно быть осторожным. Мэри Уайтхаус: «прикосновение таит в себе и ценность, и опасность. Когда вы прикасаетесь к кому-то, вы прикасаетесь к Самости. Вы трогаете не только физическое тело, стоящее перед вами, вы трогаете внешние слои существования, составляющие целостную личность. Вы активируете поток энергий, позитивных и негативных. Вы вызываете отклики в Бессознательном. Если вы берете на себя смелость прикасаться без понимания того, что это прикосновение может вызвать, то проблемы могут возникнуть раньше, чем вы поймете, что зашли намного глубже, чем намеревались. Это не означает, что вы должны остерегаться; это лишь означает, что крайне важно понимание того, что может вызвать ваше прикосновение». И тут же она добавляет: «Это не о том чтобы сделать правильно или неправильно, и не о том, чтобы быть достаточно мудрым чтобы избегать этого; по-моему, для терапевта глупо этого избегать».
Я не рекомендую прикасаться «только ради того, чтобы прикасаться».

Доверие
Для того, чтобы возникла определенная глубина прикосновения, как на физическом, так и на эмоциональном уровнях, сначала нужно развить доверие. Это подразумевает безопасность на обоих уровнях: и на физическом, и на эмоциональном.
Мне необходимо безоговорочно доверять намерению моего партнера, несомненному благородству этого намерения, быть открытой ему.
Мэри Уайтхаус: «Мне кажется, что в частной, клиентской сессии все наиболее важные элементы связаны с доверием: доверием клиента к вам и вашей верой в себя, а также вашей верой в клиента и доверием клиента самому себе. Взаимное доверие позволяет вам обоим говорить «да» или «нет» согласно тому, что вы действительно чувствуете.
Такие взаимоотношения не есть перенос, вынуждаемый бессознательным. Чем больше человеческого – чем больше вашего действительного, актуального «я» - вы побуждаете присутствовать в вашей двигательной сессии, тем меньше возможность варианта, что конфликт никогда не будет разрешен. Доверие возникает тогда, коль скоро человек почувствует, что он не будет предан, и что не имеет значения, как быстро и каким образом он реагирует. Его примут любым, таким, как он есть.
Часто случается так, что за эмоциональной разрядкой следует физическое высвобождение, отпускание. Чтобы эмоционально поддерживать клиента я просто остаюсь присутствующей, и даю клиенту осознание того, что с ним могут происходить разные вещи, но, что бы не всплыло на поверхность, я буду рядом и буду его поддерживать. И слова, конечно, здесь помогают, но гораздо важнее поддержка реальная, физическая. Она намного яснее дает понять возможность поддержки эмоциональной.
В КИ доверие необходимо, чтобы танец случился. Элемент физического доверия самому себе и партнеру очень важен в КИ. «Через доверие и близость можно оставаться в настоящем моменте вместе с партнером, и идти навстречу «требованиям» каждого конкретного момента» (Энди Уоршоу).

Границы.
Партнер в КИ должен уважать личное пространство каждого партнера. «Но кажется, что границы подвижны – через ощущение границ, через уважение к ним, вы побуждаете их к открытию. Если же вы идете лишь настолько, насколько вас приглашают, то вы «приглашаете себя назад». (Нэнси Старк Смит). И это важно – пытаться проникнуть глубже, и давать партнеру понять, что возможна большая глубина, и это необходимый шаг к самоисследованию.
И не менее важно  при этом доверие самому себе, и понимание, ясное осознание собственных границ, уважение к ним. С тем, чтобы через понимание и уважение этих границ, приглашать их к расширению.
Доверие, терпеливо взращиваемое через близость, готовит пути для многообразия вариантов выражения. Через это безусловное доверие одинаково ценными становятся как  исполненные красоты и силы моменты виртуозности, так и неуклюжие неловкие моменты уязвимости. (Энди Уоршоу).

Риск
Риск очень индивидуален. То, что является риском для одного, не является риском для другого. Для кого-то большим риском является падение, для кого-то риск – это отдать свой вес, а кому-то само прикосновение другого человека - огромный риск.
Это важно, что человек сам, осознанно выбирает рисковать. И здесь, возможно, требуется идти постепенно, небольшими шагами. Я отмечала, что после этой стадии, стадии риска, клиенту необходима стадия, требующая большей поддержки, большей наполненности. Это необходимо, чтобы новая возможность была интегрирована.
Каждая стадия в индивидуальной работе может быть риском для клиента. Рискуя, клиент открывается возможности повреждения, или потери, или просто неизвестности. На этой стадии, стадии риска, я фокусирую его внимание на этой возможности. Целью этой стадии является испытать весь спектр движения, или эмоционального выражения. Это важная стадия изменения, которая часто ведет к трансформации. Это может произойти или не произойти в течение сессии, или произойти, но на малом уровне. И для терапевта важно не принуждать рисковать, но скорее предлагать, подбодрять на риск, предлагать такую возможность. Клиенту необходимо определенное время и пространство, чтобы пойти на риск по собственному выбору и готовности, и на это направлена предыдущая работа, выстраивание доверия, чтобы создать, подготовить пространство для риска.

Вес и поддержка
Способов работы с весом довольно много. Это, в первую очередь, работа с полом, с умением «отдавать» свой вес в пол, заземляться. В КИ часто этот способ используется в качестве «разогрева». При этом важна осознанность, «намеренность» движения. «Наблюдайте, что вы чувствуете, когда идете вниз, что такое «вниз»; это намеренное и осознанное путешествие во всех направлениях, по любым поверхностям. Чувствуйте, как ваш вес принимается землей, и наоборот. Ваш вес находится в вашем центре. Отдача веса есть начало игры. Вы и эта комната играете друг с другом. Время от времени останавливайтесь и чувствуйте, что останавливается. Когда снова начнете двигаться, чувствуйте, что начинает двигаться» (из упражнения Стива Пэкстона).

В ТДТ также используется контакт с полом.«Осуществляя прямой, осознанный контакт с нашим основным источником поддержки, мы обретаем чувство стабильности, мы становимся заземленными. В психологической сфере, заземление - фундаментальная основа для доверия».
И, конечно же, это работа с партнером. Исследование того, как отдавать свой вес партнеру, и принимать его вес, «держать баланс», сохраняя при этом качество движения.

Упражнения с весом могут вызывать на поверхность эмоциональный груз. Это вопросы доверия, поддержки, заботы. Когда, например, ты держишь в руках чью-то голову и движешь ее, или когда ты позволяешь своему телу стекать в пол «как песок», это может вызвать действительно сильные чувства.
Однако «опасно пытаться остановить или удержать слишком большой вес. Идея в том, чтобы обнаружить самый легкий путь» (Стив Пэкстон). Это утверждение применимо как к физическому весу партнера, так и к эмоциональному весу клиента или собственному.
В КИ распределение веса между партнерами более-менее равное. В ТДТ терапевт берет на себя больше веса и ответственности, он часто выполняет функцию поддержки.
Для клиента также бывает важно быть в роли поддерживающего. Принимая вес другого человека, можно ощутить собственную силу.

Роль партнера в КИ
«В этой форме есть особенность: работа в контакте с партнером, который может напомнить вам, что есть возможности, которые ты не учитываешь. Принятие этого – один из базовых вызовов импровизации». (Нэнси Старк Смит)
Партнер для меня – это часть мира, с которой я вступаю во взаимодействие, все время изменяющаяся и непредсказуемая. Его присутствие создает к тому же дополнительный поток внимания, повышающий осознанность и ответственность за честность своих действий. И, самое главное – танец с партнером всегда продолжается: что бы ни произошло, что бы ни возникло в этом взаимодействии, комфортное или дискомфортное – это тоже составляет часть танца, и это тоже, и это тоже – то есть, танец при этом является как бы «моделью бытия». В нем все те же законы, что и в жизни ведь – это и есть жизнь.
Поэтому, на мой взгляд, эта форма имеет столь богатый терапевтический ресурс – поскольку все те законы, которые имеют место в социальной жизни через вербальное и эмоциональное общение, здесь могут быть прожиты напрямую через тело (а то, что прожито и «усвоено» телом, как известно, гораздо быстрее и легче претворяется в жизнь). Здесь быстрее выявляется то, что не работает, что неэффективно для живого, «жизненного» взаимодействия. Эта форма позволяет достаточно быстро понять, где есть «края», проблемы, и это замечательная возможность – пройти их в танце, с помощью осознанного намерения и готовности рисковать. И роль партнера в такой работе поистине бесценна.

Цикл
В обеих формах, в КИ и в ТДТ существует цикл. Он может случаться очень быстро, спонтанно, или быть более длительным по времени. В обеих формах нужно сначала установить контакт (не обязательно физический), построить доверие, дать и (или) получить поддержку, развить какие-то взаимоотношения, и затем завершить их.

Спонтанное завершение: Раунд-Робин
Одна из форм в КИ, «Раунд Робин», с «потоком» группового взаимодействия. Формат такой: танцоры сидя образуют круг. Кто-то выходит в середину круга и начинает танцевать. В любой момент к нему может присоединиться другой танцор, и они танцуют вместе. Потом выходит кто-то третий и присоединяется к их танцу. При этом первый танцор уходит. Потом выходит четвертый, и второй уходит, и т.д.
Один танец плавно перетекает в следующий, он постоянно меняется, как бы течет. Это практика «начал и завершений», то есть сама структура такова, что танцору приходится завершать танец.
В своей терапевтической работе я использую этот метод, как смену состояний. Состояний выражения собственных эмоций или состояния реагирования на внешние условия. Подобно тому, как в КИ танец с одним партнером заканчивается и переходит в танец со следующим партнером, здесь мы танцуем с эмоциями и ощущениями. Когда они приходят, я предлагаю клиенту двигаться с этими чувствами, и затем отпускать их, с тем чтобы пойти навстречу новым ощущениям и состояниям. «Важно уметь отпускать. Какие-то вещи, хорошие, но уже бесполезные. Учиться доверять тому, что сейчас начнется следующий танец»

Это практика «начинания и завершения» эмоциональных состояний, позволение опыту течь свободно и разрешение каждому моменту быть прожитым полностью таким, как есть, принимая изменения.
Это может также работать как интеграция после сессии. Мы протанцовываем то, что происходило в течение сессии. Это время практики завершений и отпускания.

Социализация
Мэрион Чейс подчеркивает важность социального элемента в отношении ТДТ-сессий; создание общности (общины) и взаимоотношений, которые позитивно поддерживают пациентов. Я понимаю это так, что людям, ее клиентам, очень важно, что это общение и какая-то взаимная поддержка существует не только в рамках класса, но и в социальной жизни. «Контактники» тоже имеют свое сообщество, или связи в социуме, что поддерживает их, подпитывает каждого индивидуально и подтверждает танец. Эта община не ограничивается только «танцорами», но включает в равной степени и тех, кто хочет развивать новые навыки в движении. Существуют воркшопы, проекты, джемы, конференции, которые объединяют людей со всего мира.

 Рост и изменение себя
Мэри Уайтхаус в свое время сказала: «Любые методы самопознания есть терапия». Если так, то КИ определенно подходит под эту категорию. Многие контактники говорят, что они достигли большего уровня самопознания, практикуя КИ, и выросли эмоционально через эту работу.
«КИ требует чувствительности одновременно в физической и эмоциональной сферах. И, помимо этого, способности «поддаваться» настоящему моменту («сдаваться» в лучшем смысле этого слова. Многие люди само это слово – сдаваться – воспринимают в изначально негативном контексте. Русские не сдаюцца! Но это скорее приятие, принятие решения позволить ситуации проявиться так, как есть. Вообще, признание свое беззащитности, своей уязвимости требует немалого мужества, но удивительным образом в этом и сила. Ты позволяешь тому, что происходит, проходить сквозь тебя, и телесно, и эмоционально).
«Люди, как и все живые существа, остерегаются неизвестного, непривычного. Работая в этой форме, человек развивает приятие неожиданного в импровизации, и вносит это в повседневную жизнь» (Курт Сиддал).
«Жизненное состояние бытия, являющееся результатом этой двигательной практики создает мощную мотивацию и «опорную точку» для ее практиков.  Одно только осознание того, что такая свобода возможна, создает величайшую готовность полностью идти в процесс. Сама работа обусловлена благодарностью и верой в эту возможность. И это грандиозно, поскольку при этом постоянно растет и ресурс». (Нэнси Старк Смит)
(В КИ) «…я был чем-то большим, чем тот, кем я был день ото дня. Я был отмечен ощущением ответственности перед собой и теми, с кем я танцевал, чтобы создать здоровое, честное взаимодействие. КИ в моем понимании это не танец, но жизнь сил, «играющих» между теми, кто танцует, и эти силы существуют изо дня в день. И это «что-то большее, чем «Я» - ни что иное, как я сам». (Дени Лепкофф)

Разница между преподавателем в КИ и танцтерапевтом
В ситуации класса или терапевтической сессии я определенно лидер, или фасилитатор. То есть, я нахожусь не в равной позиции: я беру на себя больше ответственности, больше веса. Я не использую это время для себя, хотя я приношу себя полностью в каждую ситуацию. Я как бы вношу эти партнерские отношения в ситуацию класса и сессии. И хотя границы отличны от ситуации с равным партнером, я также тотально нахожусь с партнером(ми) и призываю его к тому же. Мои студенты находили эту работу исцеляющей. Они чувствовали, что здесь они могут быть сами собой и глубже исследовать, что есть это «я». В классе у нас контракт на тотальное присутствие, честность и ответственность за свою безопасность. Для меня в КИ танец является глубоким исследованием контакта во взаимодействии с другим. И, хотя есть соглашение не работать в сессиях КИ с возникающим во время занятия эмоциональным материалом, по моему личному опыту, для того чтобы танцевать в контакте с другим, эмоциональные проблемы должны быть признаны и прожиты.
Будучи одновременно терапевтом и учителем КИ, я нахожу роль терапевта более трудной. Учителем быть легче, позиции более равные, и роль более свободная. Я нахожусь в интеграции этих двух ролей, позволяя им смешиваться.

Контактно-двигательная терапия.
Мастерство КИ оказалось бесценным в моих танцтерапевтических тренингах. Оно помогло мне и на личном уровне, и в терапевтических взаимоотношениях с клиентами. Оно оказало влияние на мою телесную осознанность и чувство уверенности в себе. Через опыт и практику на физическом уровне я научилась доверять себе и своим спонтанным импульсам. Я научилась испытывать глубокий уровень близости с другими, близости, не являющейся сексуальной. Я стала осознавать, что мне нужно для того чтобы находиться в присутствии и готовности и с собой и с другими. Я научилась чувствовать себя комфортно в дезориентации. Это позволяет мне видеть мир со многих углов и сторон, сохраняя в то же время осознанность в движении. Мое периферийное зрение развилось. Это позволяет мне, сохраняя полный контакт с собой, видеть в то же время все, что происходит в остальном пространстве зала. И, что наиболее важно – я научилась играть и творить, и сохранять спонтанность, находясь во взаимоотношениях с другими людьми.

Ключевым аспектом в использовании мною средств КИ при работе с клиентами, это что тот путь, тот набор средств, который является работой с клиентом, является также работой и для терапевта. Я чувствую, что для каждого, кто работает с движением и терапией, использовать (как показатель) свой собственный комфорт и края в области контакта с другим.
Эти средства полезны для танцтерапевта, который ищет лучшего понимания взаимоотношений клиент/терапевт и более ясного и прямого способа связи с другим. Физичность, телесность такого дуэта обеспечивает мгновенную, прямую обратную связь.
Практика КИ является очень информативной. Она очень быстро показывает вам, что еще необходимо исследовать и освоить.

Личное
Я продолжаю возвращаться к вопросу доверия, исследуя, что это значит для меня теперь. На самом деле, это о доверии себе и своему выбору как танцора, учителя и терапевта. Мне необходимо быть честной в этом, находясь в танце. Бывает, что я чувствую себя дискомфортно в танце, или возникает недоверие к человеку или к какой-то ситуации. Необходимо признать (осознать) это. Мне необходимо чувствовать доверие, превнося себя в группу, и при этом оставаться собой. Доверять самой себе, осознавая, кто я перед этими людьми. Я знаю свои пределы, и отношусь к ним честно и с уважением.
Я продолжаю нуждаться в поддержке партнера или группы, с которой я танцую. С годами это изменялось. С тех пор как я стала учить, я почувствовала (себя доверенным лицом), появилась смелость, уверенность к тому чтобы танцевать, учить, поддерживать. Хотя, когда я танцую с «равным» партнером, я по-прежнему чувствую вначале застенчивость и нервозность.
В исследовании импровизации я научилась доверять процессу. Придерживаясь только каких-то конкретно намеченных вещей, я сужаю свой фокус и отвергаю многие другие возможности. Часто в сессии и классах случаются непредсказуемые моменты. Эти моменты бесценны для меня, и часто это довольно трудно – не знать, что может быть необходимо или что может произойти. Это продолжает являться практикой для меня – дышать и позволять присутствовать элементу «незнания». В этом есть жизнь и свобода. После восьми лет практики КИ, я знаю, что существует бесчисленное количество новых мест, куда можно пойти.

Подготовлено Еленой Михеевой

Вернуться