Из статьи "Когнитивная нейрология и танцевальная импровизация"
Ивар Хагердорн
Почему
же танцоры попадают в одни и те же паттерны движения, когда свободно импровизируют?
Чтобы разобраться в этом явлении, нам нужно "покопаться" в том, как
происходит принятие решения двигаться тем или иным образом, как движение выбирается
из набора альтернатив, как развивается последовательность движений, как обучаются
движению и т.д.
Прежде всего, следует отметить, что я имею в виду бессознательные
паттерны, те стереотипы, о которых танцоры говорят, что они в них "застревают".
Я нашла, что полезно выделить различные виды паттернов. Наиболее очевидный - типа,
"если А, то В", хотя А и В может быть непросто определить, потому что
в танце движение часто я вляется сложным, состоящим как из иерархии, так и из
последовательности движения. Например, у танцовщика может быть "излюбленный"
вид перехода из партера наверх или перехода в партер, или движения правой рукой
и обеими ногами во время ускорения. Эти паттерны возможно контролировать до определенного
уровня, но только при медленном движении; когда скорость увеличивается, они появляются
вновь. Наилучший способ избежать этих паттернов - управлять ими так, чтобы через
многократные повторы найти хотябы небольшой набор альтернативных движений, обладающих
тем же эффектом или преследующих ту же цель(т.е. подъем или падение). Я надеюсь,
что дальнейший анализ паттернов движения этого типа принесет больше понимания
их природы и природы моторной системы человеческого организма в целом.
Второй
паттерн движения относится к позе и конфигурации тела по время движения или последовательности
движений. Что происходит с руками, кистями, головой и т.д., когда вы движетесь
другой частью тела? Внимательное изучение различных стилей танца показывает. Что
существуют различные константы, соотносящиеся с "лишними" частями тела.
На самом деле "фоновые", "вторичные" движения также важны
для определения стиля, как и "первичные", "ведущие" движения.
И, если "первичные движения" больше важны для организации последовательности
в целом, то "вторичные" паттерны больше соотносятся с контрапунктными
движениями, например, что делает левая рука, когда правая играет ведущую роль?
И вновь, более подробный анализ этих паттернов может дать более глубокое понимание
природы моторной системы и идеи о том, как избегать этих неосознанных повторений.
Когда танцоров впервые просят импровизировать, зачастую они не знают. Что делать:
как выбрать движение из набора всех возможностей? Какое движение делать после
этого? А дальше? Количество возможностей может подавлять. Поэтому в танцевальной
импровизации есть две проблемы: с одной стороны, выбор слишком велик, а, с другой.
Он моэжет быть сделан заранее, до того, как реально произойдет движение, и явиться
результатом бессознательного повторяющегося паттерна. Эти проблемы решаются танцорами
и хореографами многими способами: вариации на тему, которые устанавливают выбор
через варьирование заранее данной танцевальной комбинации; структура импровизации,
например. Описывать треугольники различными частями тела и т.д.
Перевод достаточно неуклюжий, впрочем оригинал недалек от него. Однако вопросы действительно важные. Надеюсь, что мы обсудим их в ЖЖ сообществе ru_impro.