Интервью с Нэнси Старк Смит (Поль Робертс)

Нью Йорк 1972, в чердачных помещениях, в парках и на улицах танцевальная компания Стива Пэкстона, включая Нэнси Старк Смит, разрабатывали стиль движеня, который стал известен как контактная импровизация. В начале мая этого года Нэнси Старк Смит провела четыре выходных дня в Мельбурне. В пятницу в течение целого дня она проводила джем в студии святой Сесилии. В нем участвовали танцоры из Мельбурна и Сиднея. Мы наблюдали, слушали и танцевали с женщиной, которая играла ключевую роль в создании и последующем развитии контактной импровизации. Атмосфера была светлой: люди пришли, ожидая, вероятно, урока, однако Нэнси сделала очевидным тот факт, что в первую очередь мы были там для того, чтобы получить удовольствие от себя и от собравшейся компании. Все было устроено так, чтобы напомнить нам насколько сильно эта форма танца обогатила наши жизни. В следующее воскресенье я разговаривал с Нэнси по телефону. Вот переcказ нашего разговора.

- Что тебя с самого начала наиболее поразило в Контактной Импровизации (КИ)?
- Такой танец был совершенно новым для меня, как в художественном контексте, так и как физический опыт. Коммуникационный и соотносительный аспекты были очень мощными.. Я думаю, сочетание новаторского танца на полном дыхании с очень энергичными движениями и взаимодействием танцоров, все это было очень волнующим для меня.

- Были ли для тебя аспекты движения противоречивыми?
- Да, таким был фактически весь опыт тех первых двух недель, когда мы жили все вместе на чердаке в Нью Йорке, ели и танцевали вместе, все наши постели в одной большой комнате, у меня никогда не было ничего подобного раньше.

- Сколько Вам было лет тогда?
- Мне было 19 или 20 лет. Я училась в колледже и жила дома; шестидесятые, Вудсток. То, что происходило, не было неизвестным, но 24 часа в сутки быть вовлеченным в процесс взаимодействия и общения с людьми - танцуя, обедая, смотря видео, видя сны… это был опыт тотального погружения. Это было очень волнующе, но была также и дисциплина.

- Были ли какие-то части занятий: движение или ситуация, особенно противоречивыми или сложными?
- Нет, я не ощущала это таким образом. Это было волнующе и ново - конечно, в такой ситуации вы находитесь в конфронтации с самим собой. Были, конечно, люди в группе, с которыми мне было более сложно встречаться в физическом разговоре - люди, происхождение движения которых было совершенно отлично от моего. Для того, чтобы соединить эти различия, нужно было немного более времени и понимания, и все срабатывало. Я хочу сказать, что я чувствовала очень "широко открытые глаза" во время всего происходящего. Я не испытывала большого подавления, более похоже было на то, что мне многому было нужно научиться, и что я в неизвестном месте. Я действительно доверяла Стиву, я была очень возбуждена, и мне нравилось это состояние… Мы назвали это приостановкой недоверия, я думаю, у меня это действительно так было. (смеется)

- Немного об опыте доверия?
- Я не ощущала этот "опыт доверия" как поиск видения или ходьбу по огню. Просто было чувство доверия к Стиву как к художнику и как к руководителю процесса. Мы все были очень взбудоражены. Это была группа толковых танцоров - мы все находили смысл в продвижении вперед и обучении в процессе. Не было задачи делать что-то правильно, мы были просто вовлечены в процесс, и мы не знали как долго будет продолжаться этот процесс - изначально он продлился 2 недели. Сначала я думала, что буду жить с родителями, но очень быстро я обнаружила, что в процессе мы находились 24 часа в сутки. Иногда мы репетировали в парках, иногда на чердаке… мы вместе ели, готовились, обменивались информацией, смотрели видео, много часов танцевали - такой вид погружения….. Интенсивный процесс. Так было.

- Что Вы можете сказать о Контакте, который продолжает Вас вдохновлять все эти годы?
- Я не знаю другой такой деятельности, которая затрагивала бы так много сторон моих интересов, как Контакт. У меня было разное обучение, разные работы, тренировки, которые я люблю, которые питают мою практику. Но, я думаю, что Контакт - это возможность находить последующую частицу знания и последующее понимание, и следующее выражение, находить свободу, изучать собственные возможности, и чувствовать границу этого понимания физически и концептуально, чувствовать возникающие вопросы и следовать им. Так это происходит со мной. Это мой способ понимания контакта; и, конечно, когда занимаешься контактом, в этом есть удовольствие. Каждый танец отличается друг от друга, в каждом есть что-то новое, но затем, каждый уровень понимания ведет вас к следующему, и вы двигаетесь в этом направлении, и движение тем или иным образом продолжается. Возникает ощущение, что вы хотите выполнить какую-то задачу, вы хотите достигнуть уровня компетентности, но, я думаю, что это еще и изучение возможности находить новые вопросы, новые задачи, физически и концептуально. И придумывать формы и способы исследования, и следовать за ними. Как процесс он выглядит рабочим. Я имею в виду, что некоторые мои исследования на самом деле имеют технику, слегка не попадающую под определение "Контактная Импровизация", но у меня нет ощущения, что это умаляет мою работу. Я чувствую это как процесс, потому что это моя центральная практика, к которой я все время возвращаюсь и с которой работаю, когда новая информация и понимание приходят ко мне с любого направления, это меняет мой способ существования в этой практике, это снова открывает новую территорию.

- Как Вы думаете, что в Контактном перформансе наиболее захватывающе, если Вы посмотрите на это со стороны зрителя?
- Я думаю, "необработанная" физическая форма и прозрачность того, что люди могут видеть реальные тела с реальным весом и его приложением. Физическая сила и ее воздействие, быть захваченным ею, и захватывать друг друга на физическом уровне, и на уровне нервной системы. Существует огромное количество передач такого вида связей, начиная с наблюдения. Кинэстетическая передача. Это может развернуть людей к их собственным телам. Видеть человеческую природу, проявляющуюся в микро-версии в танцорах, в движении, в паузах, в возникновении дилеммы, в восторге, в темпераменте. Все, что вы можете видеть, происходит в очень нелинейной и не совсем повествовательной форме. И, я думаю, зрители увидят то, что они заинтересованы увидеть. Они могут увидеть любовный роман, они могут увидеть полет, это довольно открытая книга в отношении того, как на это смотреть и что можно из этого вынести. Но, я думаю, что кинэстетическая передача - это довольно сильная штука. Я обнаружила, что даже в более традиционные кусочки хореографы современного танца включают аспекты Контактной Импровизации в партнеринге в пост-модерновой работе; я чувствую ощутимую разницу в реакции аудитории, когда танцоры касаются друг друга, и когда они передают свой вес.

- Вы еще выступаете?
- Да.

- Тогда что в КИ наиболее волнующе для Вас как для перформера?
- Прозрачность с обеих сторон. И когда я могу достигнут уровня коммуникации с аудиторией. Чувство, что вы предлагаете неподдельный опыт зрителям - ничего не скрывая и не навязывая. Таким образом, мы находимся в одной среде со зрителями, и это создает позитивный обмен.

- На чем вы фокусируетесь во время выступления?
- Есть много уровней, на которые перемещается фокус. Очень редко случается станцевать простой контактный дуэт как перформанс. Когда такое случается, я особенно я наслаждаюсь этим моментом.Обычно получается более сложный импровизационный контекст с множеством развивающихся идей, и это не просто Контакт… как правило, я наблюдаю свои собственные ощущения, я ощущаю, откуда возникает движение партнера на чувственном и физическом уровне в результате слаженности и направленности движения, и все это каким-то образом начинает обретать смысл. Затем снова могут возникать короткие ситуации без всякого смысла. Я думаю, это осознание артистом своего собственного эстетического и композиционного восприятия. Могу ли я наслаждаться игрой внутренних ощущений, играя их музыку? Думаю, что нет. Я осознаю видимый образ не в смысле попытки контролировать то, что видит зритель, интересно находиться внутри ситуации, находиться перед зрителем, практикуя сферическую форму. Я просто хочу делать то, что я делаю, и знать, что люди могут это видеть. И чувствовать энергию зрителей и уметь присоединить ее к своему действию. Особенно важно не то, что я делаю, я то, как я делаю то, что я делаю.


Сначала я просто хотел дать ссылку на киевский клуб контактников,
но потом оказалось, что его уже нет (их сайта),
поэтому print without credits.

Вернуться