Тело как послание
Александр Гиршон
В интегративной танцевально-двигательной терапии (Козлов, Гиршон,
Веремеенко, 2006) мы говорим, что танец в его терапевтической
модальности может быть ресурсом, вызовом или посланием.
Танец будет ресурсом, когда он
становится источником позитивного состояния и энергии для изменений или
поддержки. Это один из самых заметных и понятных многими людям
терапевтических эффектов занятий танцем. Труди Шуп, пионер ТДТ, писала:
«Я уверена, что каждый, кто имеет опыт в мире танца, знает, как много
удовольствия тело может дать и дает нам…» (Shoop, 1974). Танец может
привести нас в более ресурсное, позитивное состояние или положить
начало изменению состояния, которое не устраивает человека. Изменение –
сама природа танца.
Танец может быть вызовом, т.е.
возможностью попробовать что-то новое, непривычное. Танец - один из
самых безопасных и разрешенных в нашей культуре способов побыть Другим,
выйти за пределы привычных ролей. Для людей, которые приходят на
занятия ИТДТ, иногда сам танец, особенно в присутствии других людей,
само позволение себе проявляться честно, ярко и в движении является
серьезным вызовом. Иногда таким вызовом будет проявление какого-то
конкретного чувства или качества. Отвечая на этот вызов в безопасном
терапевтическом пространстве, человек получает поддержку в том, чтобы
творчески и разнообразно отвечать на вызовы жизни.
И, также, танец может быть посланием,
когда через него мы узнаем ту информацию, которая важна для более
целостной и здоровой жизни. Мы можем прислушаться к голосу тела и
движения и найти в них новое видение и понимание себя, своих паттернов
поведения и реагирования, своих стратегий взаимодействия. Мы можем
услышать те импульсы и желания, которых до этого не замечали, и
включить их в свой танец жизни.
Но как именно услышать этот голос тела? Как понять это послание? Как сделать смысл этого послания частью своей жизни?
Существует много различных подходов к работе с симптомами и зонами
тела. Процесс (или психотехнология) «Тело как послание» появился из
неудовлетворенности распространенными схемами психосоматики, которые
связывают определенные зоны тела с психологическими проблемами.
Например, «если болят руки, подумайте, что с вашими контактами, а если -
ноги, то подумайте о направлении в жизни». Как бы не были изощрены эти
схемы, в них уникальное всегда приносится в жертву типическому. Кроме
того, практически на любом тренинге меня спрашивают: «У меня больше
напряжения (боли и т.д.) в ногах (животе, голове и т.п.), что это
значит?» Естественно, что мы стараемся разобраться, что именно это
значит для этого конкретного человека, его уникальной личной истории.
Но мне было интересно использовать энергию этого вопрошания как стимул к
танцу.
Иногда на тренингах поднимаются общие телесные темы. Например, в
Казани на тренинге «Жить танцуя» в группе возникла тема про ноги. Я
предложил пройти этот процесс. Люди наглядно увидели, что одна и та же
телесная тема несет разный смысл для разных людей, различное послание.
Интересно, что групповая форма работы в этой технологии обладает
особой силой, по нескольким причинам. С одной стороны, чисто
технологически на некоторых этапах, группа создает творческое и
провоцирующее пространство. С другой - мы можем разделить этот опыт,
что позволяет идти глубже.
Это технология, состоящая из нескольких этапов. Основная идея
появилась из процессуальной работы Арнольда Минделла: «Сам симптом
несет в себе энергию исцеления» (Минделл, 2003). Во многих направлениях
психотерапии утверждается, что у человека есть все необходимые
ресурсы, важно только ими мудро распорядиться, и позволить раскрыться
естественному процессу исцеления.
Три других источника этого процесса:
• Фокусированное Аутентичное Движение. Один из форматов и методов
работы в интегративной танцевально-двигательной терапии (Козлов,
Гиршон, Веремеенко, 2006), когда мы сознательно ограничиваем область
движения какой-либо частью тела. Предполагается, что для работы внутри
этой психотехнологии желательно практическое знакомство с методом
Аутентичного Движения.
• Элементы работы с травматическими переживаниями в подходе Анны и Дарии Халприн.
Анна Халприн – американская танцовщица и хореограф, расширившая
сферу танца для решения социальных задач и работавшая с реабилитацией
раковых больных. В ее работе и экспрессивной телесноориентированной
терапии Дарии Халприн активно используются рисунок (автопортреты) и
вербализация (Halprin A.,1995, Halprin D., 2003).
• Интегральный подход в работе с Тенью, разработанный в
Интегральном Институте Кена Уилбера (Wilber K. and oth., 2006). Его
основа – в смене позиции, лица (в том числе грамматического), от имени
которого мы общаемся с тем, что вызывает негативные переживания.
Эта технология прорабатывалась на Лаборатории профессионального
развития ТДТ (Москва, ведущие: А. Гиршон и А. Гарафеева). Она интересна
для работы с симптомами, как хроническими, т.е. теми, которые
проявляются время от времени, так и теми, что появилось недавно. Зоной
работы может быть часть тела или некий процесс в теле.
Возможными показаниями к применению этой технологии является
появление общей телесной темы в группе, или повторение телесной темы у
индивидуального клиента. Другие показания: излишняя соматизация,
соматические жалобы. Противопоказания: общие, как и для Аутентичного
Движения - риск психотического срыва, незрелость защит, сильная травма и
т.д.
Грамотно выстроенная интегративная психотехнология (Козлов, 1995) должна удовлетворять следущим требованиям:
? Простроенность (внутренняя логика),
? Масштабируемость,
? Мультимодальность,
? Интегрируемость.
Простроенность означает как следование
логике теоретической модели (теории личности, например), так и
методическую грамотность процесса. Масштабируемость – это возможность
приспособить данную технологию к требуемым временным рамкам
(индивидуальной сессии или тренинга). Хорошая психотехнология может
проводиться как в течение часа, так и в течение целого дня тренинга.
Мультимодальность – это использование
различных «языков сознания» (ощущения, чувства, образы и т.д.) или
комбинирование различных методов внутри технологии. Например,
практически в любой сессии ИТДТ мы используем вербализацию и движение.
Это два разных языка. Мы можем добавить рисунок или поэтическое
описание, они тоже будут другими языками описания.
Интегрируемость психотехнологии мы
понимаем также многомерно: в первую очередь, это возможность
использовать полученный в процессе опыт в своей жизни, ясное видение и
применение полученных знаний в конкретных жизненных ситуациях. Но также
это и определенное состояние – состояние меньшей конфликтности и
большей целостности сознания.
Я опишу один из процессов применения этой психотехнологии. Основой
будет служить мой трехчасовой воркшоп на Integral Dance Forum
(Украина, 2007; www.idf2007.girshon.ru).
В данном случае процесс состоял из следущих этапов:
1. Настройка на Внутреннего Свидетеля.
2. Определение симптома, фокуса работы.
3. Фокусированное Аутентичное Движение
4. Запись «послания», определение ключевой фразы.
5. Танец в присутствии партнера, озвучивающего послание.
6. Самостоятельный танец с проговариванием послания.
7. Обсуждение и дополнительные техники интеграции.
1. Большая часть этого процесса – это Аутентичное Движение с
внутренним свидетелем. Поэтому я начинаю с настройки на Внутреннего
Свидетеля.
Настройка:
Возьмем какую-нибудь часть тела – например, руку. Расслабьте
ее, закройте глаза, почувствуйте ее объем, границы, внутреннее
пространство руки. Какая-то часть может чувствоваться лучше, какая-то
ощущается более размыто. Наблюдаем импульсы, затем движения, которые
случаются. Это не вы движетесь, а руку что-то движет. Ваше внимание в
руке. Вы являетесь в некотором смысле тем, кого движет. У кого-то это
микродвижения, поиск темы, случайные импульсы. У кого-то уже появляется
тема – может быть очень по-разному.
И сейчас вы позволяете процессу продолжаться, открывая глаза и
становясь наблюдателем. Наблюдатель оказывает влияние на процесс, но
важно, чтобы вы не потеряли контакта с тем, что вас движет. В какой-то
момент можно закрыть глаза, но оставить такую же интенсивность
наблюдения, только уже за ощущениями. Информация теперь поступает через
проприорецепцию. Может быть, тот мотив или та тема, которая появлялась
в руке, станет более ясной. Что это за переживание в руке, что за тема,
что за движение, что за символ?
Постепенно находите выход из этого маленького процесса. Когда вы
завершили, поделитесь опытом с партнером рядом с вами. Что было легко,
что заметили?
2. На следущем этапе вы останетесь с тем же партнером и
расскажете, что за симптом вы хотите исследовать, с какой частью тела
хотите поработать. Важно описать симптом достаточно подробно: Как
именно он проявляется? В каких условиях и обстоятельствах? Какие люди,
чувства, образы связаны с ним?
3. Когда договорите, то следующий шаг – вы берете несколько листов бумаги и ручку. Находите себе место в зале.
10-15 минут фокусированное Аутентичное Движениие. Позволяйте той
части тела, где вы ощущаете симптом, вести вас в пространстве. Эти
10-15 минут вы существуете индивидуально. Вы сами и Свидетель, и
Движущийся. Вы сами заботитесь о своей безопасности.
4. Не выходя полностью из процесса, откройте глаза и немного
отойдите от этого переживания, ровно настолько, чтобы вы могли делать
что-то еще. Возьмите лист бумаги. Сейчас вы будете писать послание от
имени той части тела, с которой вы работали. Показателем честности,
аутентичности, как и в движении, будет удивление от того, что
получается. Слова, образы, чувства. Надо придать этому форму письма.
Хорошо, если получится состояние потока, как и в движении. Рука
движется, смысл движется. У вас 7-8 минут, чтобы письмо обрело форму.
Важно сохранить ощущение, что это не вы пишите, а процесс движет вами.
Вы только записываете.
И когда вы закончите, то представьте, что у вас нет возможности
отправить все письмо, а только SMS или телеграмму, самую суть. Это
должно быть утверждение или призыв, желательно в позитивной форме.
Очень часто это может быть призывом к действию. И на другом листе
крупно и разборчиво запишите это послание. Когда вы завершили,
подойдите к своему партнеру и поделитесь, чтобы партнер понял, к чему
относится ваше послание.
На этом этапе может понадобиться поддержка ведущего. Не всегда это
послание можно сформулировать в позитивной форме. Иногда оно
уточняется по ходу процесса. Важно стимулировать творческий подход, как
необходимую часть терапевтического процесса в ТДТ.
5. Один из партнеров идет дальше в процесс движения, но теперь в
процессе есть музыка – эта фраза, которую произносит другой член пары.
Разными голосами, разной интонацией и громкостью он(а) озвучиваете эту
фразу. А партнер слушает, что работает, что откликается. Мы соединяем
два потока – движения и слово. 10 минут в каждую сторону.
Подумайте: к каким ситуациям, каким областям жизни, каким
отношениям может относиться это послание? Поговорите об этом с
партнером.
6. Теперь вы сами себе говорите это послание, разными интонациями,
разной силой и громкостью. Заметьте, если сложно начать говорить.
Можете начать про себя, можете шепотом. Но важно, чтобы энергия голоса
тоже работала. Длительность – 7-10 минут.
7. Обсуждение. На этом этапе мы делимся своими открытиями, наблюдениями. Вот примеры из одного такого обсуждения.
И.: У меня сейчас обострение болезни. После процесса стало легче дышать.
А.: Работала со спиной. Быстро толстею от лопаток до талии.
Импульсов сначала не было. Послание такое: «Меня нет». Это про границы,
про умение уходить от ситуаций, которых не хочу. Мне сложно отказывать
(например, если просят поработать в выходные). Теперь могу просто
сказать: «Меня нет».
В.: Болит голеностопный сустав. У меня специфическое отношение к
другим частям тела, а к стопам чисто функциональное. Оказалось, что им
нужно было внимание.
Г.: Работала с ногами. У меня травма голеностопа. В процессе
боли нет. Она в голове. Послание: Сказать боли «нет», а жизни «да».
Важно обеспечить несколько кругов или уровней интеграции. Это
может быть не только проговор, групповое или индивидуальное обсуждение,
но и рисунок, пение и/или танец (перформанс). В данном воркшопе,
например, я также использовал упражнение «Энергетические каракули»
(Energy scrible) с семинара Josef Helbling и Ruth Weyermann (Швейцария)
по процессуальной работе.
Время, указанное в описании этого процесса, соответствует 3
часовой сессии в достаточно большой группе. В принципе это работа может
быть развернута до целого дня или сокращена (в рамках индивидуальной
сессии) до 1 часа.
В данной статье мне хотелось не только поделиться конкретной
психотехнологией, но показать некоторые принципы построения процессов в
ИТДТ. Мне кажется важной постоянная творческая активность в практике
ИТДТ, и те новые возможности, которые открываются в диалоге различных
направлений психологии и психотерапии. И метафора «Танца» хорошо
описывает требуемые качества этого диалога: открытость, внимательность,
поддержку друг друга и готовность идти в неизвестное.
Использованная литература:
1. Козлов В., Гиршон А., Веремеенко Н. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005.
2. Козлов В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий. Минск: МАПН, 1995.
3. Минделл А. Сила безмолвия. М.: АСТ, 2003
4. Уилбер К. Интегральная психология М.: АСТ, 2004
5. Halprin A. Moving Towards Life, Hanover, NH: Wesleyan University Press, 1995.
6. Halprin D. The Expressive Body in Life, Art and Therapy, London and Philadelphia: Jessica Kingsley, 2003.
7. Shoop T. Won’t you join the dance? New York, 1974.
8. Wilber K. and oth. Introduction to Integral Life Practice, Colorado, 2006