Танец с эмоциями

Александр Гиршон

Правда, что мужчины часто чувствуют себя беспомощными, встречаясь с сильными женскими эмоциями? Правда ли, что от некоторых переживаний хочется поскорее избавиться? Правда ли, что можно прожить спокойную жизнь, не испытывая боли, злости и горя?

Особое место в интегральном танце и интегративной ТДТ занимает направленная работа с эмоциями. Под "эмоциями" в данном контексте имеются ввиду все эмоциональные процессы: настроение, состояния, эмоции, чувства, аффекты. Это направление появилось не сразу, но быстро стало одной из самых важных и востребованных областей работы в ИТДТ. Понятие "эмоционального интеллекта", появившееся не так давно в мировом психологическом поле также отражает значимость сознательного и творческого взаимодействия с эмоциональной стороной жизни современного человека. Отношения танца и эмоций имеют большую и долгую историю, освещенную в нескольких книгах. В этой статье я опишу несколько важных практических положений своего подхода.
Важно отметить, что эмоции в понятийном поле обыденной жизни часто оторваны от тела. Ощущения, части тела - это одно, а чувства, переживания - что-то совсем другое. Разорванность телесного и эмоционального аспекта жизни хорошо отражает невротический способ жить, широко распространенный сейчас.
В ИТДТ мы исходим из изначального телесно-эмоционального единства. Чувства и эмоции существуют только в теле, только как переживания: работа мозга, эндокринной системы, определенный рисунок мышечных напряжений и тонуса внутренних органов. Если мы что-то "делаем" с эмоциями, то это всегда движение, внутреннее или внешнее. 
Большой и важный вопрос здесь - ЧТО мы можем сделать и КАК это можно сделать?

По поводу "сделать". Я часто встречаю две позиции: 1. "Что я могу сделать? Нельзя не испытывать раздражения, когда они так поступают!"  2."Уберите эти эмоции, они мешают! Как мне от них избавиться?" 

Есть несколько простых фактов человеческой эмоциональной жизни: 
1. Человек - существо чувствующее, мы всегда эмоциональны. Кроме  как в случае некоторых патологий. Вы можете подавлять эмоции, но они не перестают возникать. Мы так устроены. 
2. Вы не можете выборочно исключить "негативные" эмоции. Либо вы чувствуете, либо подавляете. Подавляете все: радость, нежность, печаль, злость, гнев, обиду, страх, восторг...
3. Вы не можете контролировать появление эмоций, но вы можете контролировать проявление эмоций. 
Вам могут не нравиться эти факты, но так оно и есть.
Практические ответы на Тренинге "Мандала Чувств", 7-8 сентября, Москва

Продолжение. Начало здесь.
Забавно, что во многих телесных и двигательных практиках эмоции воспринимаются исключительно как помеха. В йоге, например. Мне нравится цитата: …"множество окружающих меня людей, глубоко вовлечённых в ролевые игры в «йогов», «буддистов», «воинов духа» и т.д., точно так же, как и я, не в состоянии справиться даже с самыми простыми эмоциональными проблемами". Люди, играющие в ролевые игры "нормальных людей", также не всегда справляются с эмоциональными сложностями. :)

Да, понятно, что сильные эмоции действительно могут мешать сложным двигательным и когнитивным задачам, но  проблема здесь не наличие эмоций, а их интенсивность и динамика. Желание "избавиться от эмоций" похоже на желание отрезать орган, который не нравится. И этот орган - все вы, вся нервная система. Мозг так точно.

Еще одно частое желание: "уберите "плохие" эмоции". Человек, отвергающий эмоции, на каком-то уровне перестает быть живым. Перестает со-относится с миром через переживание. В естественной физиологической цепочке "восприятие-переживание-осмысление-действие" пропускается необходимое звено. Получается, что информация не должны проходить через некоторые части мозга. Мммм, вы думает у вас это получится?

Жить без эмоций… Вот спокойная радость - это эмоция? Или может ли существовать неэмоциональное вдохновение? Представьте детей с неподвижным лицом?

Да, изначально, эволюционно эмоциональные процессы формировались в природных условиях, они не всегда соответствуют современным правилам. Поэтому нам приходится находить способы обращаться с собственными эмоциями, также как мы учимся есть и писать, выживать и общаться в мире.

Я считаю, что танец как способ построения отношений с собственными эмоциями - очень хорошая метафора. Она подразумевает, что вы может менять позицию, дистанцию, количество внимания, степень контроля. Танец как способ обращения со своими эмоциями - это направленная работа в балансе отпускания и контроля, экспрессивности и ясного оформления, следование естественной динамике развития событий и сохранение возможностей выбора. 
Практические ответы на Тренинге "Мандала Чувств", 7-8 сентября, Москва

Что мы имеем ввиду, когда говорим о танце с эмоциями? 
Я выделяю четыре аспекта такой работы:
1. Различение эмоций. 
Люди часто не могут понять, что они чувствуют, не отдают себе отчета в своих чувствах. "Любимый" вопрос психотерапевтов: "Что вы чувствуете?" И часто люди в ответ говорят о мыслях, о выводах, о других людях, о том, что они считают нужным спрашивать в этой ситуации, но не о своих чувствах. 

В современной психологии есть понятие "базовых эмоций" - врожденных, биологически обусловленных, общих для всех культур и рас. Если "сложные", культурно и социально обусловленные эмоции распознать не просто, то базовые (их 6-8, в зависимости от используемой модели) можно научиться распознавать достаточно легко. Ощутить, узнать, назвать, признать… Направленное внимание к телу, жестам, мимике, ощущениям помогает начать распознавать, различать чувства. Например, за тем, что кажется "ленью" может лежать страх и именно он "обездвиживает" вас. 

Это ощущение ясной эмоциональной основы в базовых эмоциях позволяет не блуждать в эмоциональных дебрях, а сразу идти туда, куда ведут базовые эмоции. С эволюционной точки зрения, эмоции - это способ соотносится с существующей ситуацией, реакция на нее, способ совладать с ней. Со злостью мы получаем дополнительную энергию на действие, борьбу и преодоление. Печаль - это способ проживать потери и расставания, переход к отпусканию и покою. Стыд создает неуютность необходимую для смены позиции и способа контакта. В страхе есть ясное желание укрыться, спрятаться, найти безопасное место. Радость сопровождает любое удовольствие и со-единенность с другими и жизнью. И т.д.
Если я начинаю различать эмоции, я начинаю замечать особенности их появления и проявления, динамику и экспрессию у меня появляется возможность обращаться с ними как с партнерами по танцу. 

2. Выражение эмоций. 
Иногда личная история приводит человека к тому, что выражать эмоции неуместно и небезопасно, приводит к эмоциональной немоте. Поэтому важным шагом становится разрешение: да, я могу сообщать о своих чувствах и говорить из своих чувств! Причем оказывается, что сложно выражать любые сильные чувства, не только злость, например, но и благодарность. 
Именно здесь лежит наша свобода - в том, как и через что я могу выразить чувство. В слове, в письме, в картине... В танце. Экспрессивно, изощренно, формально, по-детски… По-разному. 

Не оформленное чувство неясно, мутно, непонятно. Важно, чтобы выражение чувства было согласовано с контекстом. Наверное, неуместно прыгать от радости на бизнес-совещании (хотя есть разные бизнес среды:)), но если после этого вы не можете прыгать от восторга вместе с собственным ребенком, то стоит пересмотреть границы ваших возможностей в выражении эмоций. 

Непосредственному выражению эмоций действительно далеко не всегда есть место в социальной реальности, поэтому так важен язык искусства. Танец - один из безопасных и разрешенных способов выражения эмоций в нашей культуре. В личном же общении важно замечать и выражать свои эмоции в той форме, которая позволяет вам сохранить живой контакт с партнером и с собой. Танец выражения эмоций - это искусство для жизни. 

3. Изменение эмоциональной динамики. 
Еще одной сложностью могут быть "привычные эмоциональные маршруты", устойчивые последовательности эмоциональных реакций. Украл-выпил-в тюрьму, ой… Столкнуться с неоправдавшимися ожиданиями - обидеться - разозлиться - уйти из контакта. Испугаться - тревожиться - затосковать. Испугаться-разозлиться-разозлиться-испугаться.

Эти динамики кажутся чем-то безусловным, но реально мы им учились. Да, есть оправданные ситуациями переходы, есть физиологически обусловленные переходы между базовыми эмоциями. И у нас есть возможность менять (иногда) свои маршруты в своем путешествии по ландшафту эмоций. Не все пути проходимы, некоторые неоправданно трудны, легчне идти по проторенным дорогам.

Мы не всегда даем себе отчет, что эти привычные динамики, переходы между чувствами - это не то, что изначально задано, мы научились им. И бывает непросто обнаружить, что привычные эмоциональные маршруты - это движение по замкнутому кругу. Это движение, не дающее разрешения ситуации. Это способ избежать нового шага в жизни. Пусть болезненного, непривычного, но выводящего за пределы сложившейся ситуации. Иначе мы можем легко заблудиться в этом лесу чувств, переживая по поводу своих переживаний и т. д. 

Мы можем изучить эти привычные маршруты, комбинации, переходы между эмоциями. И заметить новые тропы, ответвления, новые возможности в танце с миром и другими людьми. 

4. Глубинный смысл эмоций
Эмоции - это переживание отношения к явлению или человеку. Отношения более богатого, чем "нравится/не нравится". Мы узнаем, принимаем и радуемся. Мы начинаем бороться с ограничениями или другим "не так" и злимся. Мы теряем что-то в мире или в представлении о мире и начинаем грустить.  Эмоции -  выражение и поддержка нашего движения в мире. Приближения или отдаления. Отпускания или отвержения.
 
Эмоции как часть жизни человека может работать "плохо", дезориентировать, уводить от целей и т.д. В том числе из-за непонимания природы эмоций, их значения. Поэтому важно разобраться в танце эмоций, заметить где возможны изменения. Изменения, которые следуют за естественным течением жизни, не избегая и не подавляя живого переживания. 
И иногда, чтобы остаться в этом танце нам нужно пойти в глубину чувства. Не прикоснуться, а погрузиться в него. Не говорить о нем, а оказаться изнутри переживания. Стать им. 

Это не просто. Это требует сил, мотивации, настойчивости, но тогда вы можете изменить свою позицию по отношению к этой эмоции, выйти на иной уровень переживания и понимания. И тогда в глубине страхе можно обнаружить нуминозность бездны жизни. В гневе - всепроникающую ясность. В печали - красоту, которая не может не вызывать слез. В стыде и последующем раскаянии - переживание природы морального, добра как человеческого.

В духовных традициях есть несколько направлений, которые не отвергают, а наоборот - принимают и берут энергию эмоций и направляют их силу на движение по пути развития. Интересно, что явно эмоциональная религия - это христианство, вариация на тему бхакти-йоги, когда всепоглощающая любовь к Христу позволяет верующему найти Христа в себе. Хотя это больше относится к мистическому христианству, а не тому, что вы найдете в обычных храмах. В некоторых направлениях тантры также эмоции, страсти используются как топливо на пути, а не как помеха. 

Мы можем предположить, что базовые эмоции имеют не только физиологическое, биографическое и социальное измерения. У них есть и трансперсональное, духовное измерения, это своего рода динамические архетипы, боги отношений. Эта точка зрения позволяет переоценить роль эмоций и найти с ними совершенно другие отношения. Еще более богатые и объемные.

Вне эмоций наша жизнь становиться сухой и безжизненной, мы не можем быть в живом контакте с жизнью и другими людьми. Когда эмоции слишком захватывают нас, жизнь может стать хаосом. И стоит находить динамический баланс, двигаться, сохраняя контакт, танцевать. Именно с этими партнерами, учитывая их природу и реальные возможности, которые у вас есть. 

Вернуться