Танец между землей и небом

Александр Гиршон

Базовые культурные метафоры как структура опыта.
Существуют базовые культурные метафоры, с помощью которых человек структурирует и организует свой опыт. В каком-то смысле они определяют наш способ восприятия и осмысления мира. Эти мифологические метафоры определяли мировосприятие и мышление примитивных народов. Наследие этого способа восприятия и мышления несет в себе каждый из нас. Существует большое количество мифов нашей жизни, которые мы не замечаем, хотя они воздействуют на нас.

Вертикальное измерение человеческих ценностей
Классический балет, как и вся европейская культура, покоится на костях и плоти христианства, которое предполагает вертикальное направление духовности и ее опппозицию с “греховным” низом. Эта пространственная направленность отражается в языке (“высокие” и “низменные” чувства, мир “горний и тварный” и т.д.), архитектуре (особенно характерно демонстрируют это готические соборы) и неосознаваемых предпочтениях при восприятии танца (сравните достаточно обычную реакцию неподготовленного зрителя на распространненные в современном танце движения в партере – “Что они ползают? Это же некрасиво!” J ).

Направление вверх является лишь одним из возможных измерений духовности. Так, у американских индейцев племени пуэбло священное пространства, своего рода храм, называемый “кива”, располагается под землей. Его самая главная часть, “сипапу”, представляет собой маленькое узкое отверстие, ведущее в сокровенное сердце Земли. Для их танца характерны сильные удары по земле. Традиционный целитель из Ванкувера пишет: “Соединяя удары ног по земле с ритмом барабана, мы связываем наши духовные корни с корнями Матери Земли…”. В духовных традициях американских индейцев важную роль играет не только Мать-Земля (как и в любом язычестве, в т.ч. славянском), но и Отец-Небо.

В космогонии Древнего Китая существовала триада: Земля-Человек-Небо, и истинная гармония, следование Дао предполагало согласование пути Земли и пути Неба.

Какое отношение это имеет к танцтерапии?

Телесный низ – телесный верх
На танцевально-психологических тренингах “Жить Танцуя”, которые я веду в течение последних 8 лет, одной из базовых тем исследования является оппозиция и интеграция “верха” и “низа”. Достаточно быстро участники тренингов замечают, что движение в нижней половине тела “проходит” хуже, сложнее найти новые возможности, бедра, колени и ступни ощущаются более ригидными, “неживыми”. Это достаточно известное явление, описанное в телесноориентированной психологии как отсутствие “заземленности”, “укорененности”. Оно встречается почти у каждого современного городского жителя.

Это отсутствие “заземленности” ассоциативно связано с темами уверенности, доступа к сильным переживаниям, нахожденя естественного баланса и равновесия и т.д. Работа с весом позволяет обнаружить излишнее напряжение в теле, которым мы “держим” себя, что формирует привычный, но зачастую неэффективный телесный “образ Я”.

“Возвращение корней” – это обращение к естественным источникам силы. Телесный низ связан для нас, с одной стороны, с энергией “животного мира”, а сдругой стороны, - с детством, когда мы реально находимся “ближе к земле”. Движения в этой области символически связаны с детством (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, спуском в дочеловеческое, хтоническое. Это “нисхождение” часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, т.к. связано с изменением образа “Я”. В целом, можно сказать, что двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.

Телесный верх для нас связан больше с “высокими чувствами”, постоянной драмой “жажды и страха полета” в человеческой жизни. Для многих людей нашей культуры доступ к движениям в этой области связан с прорывом, воплощением нереализованного, идеального “Я”; мечтой о свободе, полете и танце, идущими из детства. Или же расширением образа “Я”, освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом “оторваться от земли” (в основном, у мужчин среднего возраста с устойчивым социальным положением), страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся и достаточно эффективный образ “Я”. Хотя изменение – это не всегда разрушения, а иногда просто расширение.

Интеграция верха и низа дает нам два положительных эффекта:

1. Обретение большей целостности тела. Привычный для западного человека “образ тела” – “большая голова на тоненьких ножках” - сменяется более реалистичным и точным образом тела и, следовательно, образом своего “Я”.
2. Нахождение внутреннего центра, он же геометрический центр тела, центр тяжести и энергетический центр в восточных традициях.
Когда мы заново открываем эти возможности танца, мы можем действительно почувствовать силу и яркость того, что в далекие времена называлось “танцем с землей и небом”. Наша свобода состоит в том числе и в свободе отождествления с любой частью своего безграничного внутреннего мира.

Танец, который всегда с тобой
Мы несем внутри себя все мифы и открытия человеческой культуры, даже если не осознаем их.

В моем теле живет не только моя личная история, но и история моего рода и всего человечества, история всего живого. И важно использовать силу этой истории, этих мифов и помнить об их ограничениях. В конце концов, любое наше дейсвие и любое явление окружающего мира можно рассматривать как “только танец” (Аллан Уоттс), а любой танец – это танец между Землей и Небом.

Написано для газеты "Танцевальный Клондайк"

Вернуться