Танец как метафора и не только
Александр Гиршон
Человек живет метафорами ,
определяя неизвестное через известное, выстраивая реальность как ряды отражений
- зеркала, смотрящие друг в друга.
Существуют "Великие
Метафоры " - глубокие, традиционные, общеупотребительные,
причем "общеупотребляемы" они чаще всего неосознанно.
Несколько
таких метафор лежат в основе понимания жизни в целом, определяя отношение к внешней
и внутренней реальностям.
Одна из них - метафора "жизнь - это война"
или, в лучшем случае, "состязание", битва за правое или просто
за свое дело. Когда я живу в этой метафоре, мне важно побеждать, оказываться первым,
разгромить врагов, разрушить преграды и стать коронованным победителем. Это может
относиться к любой области деятельности - карьере, любви, ремонту и т.д.
Другая,
близкая метафора - "жизнь - это восхождение (Путь)". Неявно предполагается,
что в жизни есть некоторая вершина (при чем еще более неявно предполагается, что
одна), на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит
того, чтобы стараться; хотя, пока вы на ней не побывали, это предположение, представляется,
по крайней мере, гипотетичным.
Этой метафорой часто описывается "духовный
путь" или карьера.
Более "эзотерическая" метафора - "жизнь
- это школа": если мы принимаем ее, то оказывается, что мы приходим в
этот мир, чтобы научиться чему-то важному, обрести какой-либо важный опыт. Неявно
предполагается, что таких классов и школ достаточное количество (концепция "реинкарнаций").
В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых
- поощряют (метафоры "ада и рая").
Есть еще одна метафора, не менее
"великая", но гораздо менее "серьезная" и потому менее распространенная
в нашей культуре - "жизнь - это танец", причем даже не столько
"танец Бога", сколько ваш собственный танец с Жизнью.
Эта метафора
неявно предполагает, что все, с чем вы встречаетесь в жизни является партнером
по танцу.
Это означает, что в жизни, может быть, нет логически обнаруживаемого
смысла, но есть красота.
Это означает, что у вас нет свободы отказаться от
танца, но есть выбор позиции и движения.
Человек может поступать с метафорами
и своей собственной жизнью двумя способами - метафоризировать реальность или реализовывать
метафору.
В первом случае метафора, рожденная, придуманная или откуда-то
позаимствованная, становится картой, иногда более или менее точной, иногда - заменяющей
реальность.
Во втором - реализация метафоры пробуждает демиургические силы
личности. Правда, жизнь, как всегда, остается самой собой, и лежит за пределами
любых метафор.
Интересно посмотреть насколько концепция "жизнь - это
танец" сочетается с использованием танцевально-двигательных техник для личностного
развития, терапии и трансформации. Условно можно выделить три основных способа
использования танца в этой области:
1. Спонтанный танец, тотальное
отпускание тела, увлеченность потоком энергии и движения; используется во многих
практиках Ошо и так называемых "шаманских" техниках. Это один из самых
простых и эффективных выходов в экстатическое состояние.
К сожалению, зачастую
телесные ограничения, отражающие ограничения личностные, никуда при этих процессах
не исчезают; поток просто протекает внутри берегов этих ограничений, лишь иногда
прорывая себе другое русло. Подобные экстатические состояния кратковременны, но
хорошо выполняют регенерационную (освежающую, восстанавливающую) функцию. Дискотека
в терапевтическом или эзотерическом контексте.
2. Ритуальный танец.
Работают внутри традиции - реальной (например, индийской или гурджиевской) или
"самопальной" (некоторые эзотерические школы танца). В данных техниках
танец действительно играет ту же роль, что и в древности - в заданных последствиях
движений и поз кодифицируется опыт и определенная картина мира: его сил, стихий
и человека в нем.
Естественное ограничение подобных техник - то, что далеко
не все вещи, придуманные 2-6 тысячелетий назад продолжают работать для современного
человека - можно сказать, что "объем" собственно личности несколько
увеличился, к тому же кардинально изменились условия жизни. Так же эти техники
представляют прекрасный простор для квази-духовных спекуляций. Но сам ритуальный
подход, прорвав профанную завесу обыденности, может действительно дать возможность
прикоснуться к ощущению "священной тайны жизни".
3. Собственно
танцевально-двигательная терапия и танцевальная импровизация.
Самостоятельное
направление, использующее модели современной психологии и выражающее опыт современного
городского жителя. Можно сказать, что в этом направлении сочетается игра, исследование
и искусство.
Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить
от одной "реальности" к другой, постоянная смена состояний и наличие
трансцендентности ("все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально").
В такой игре танец символически и в то же самое время реально выражает различные
жизненные качества и коллизии. Достаточно упомянуть ряд тем, рассматриваемых на
занятиях: полеты и падения,
поддержка, партнерство, жизненные ритмы и многие другие . Эти темы также являются
метафорами, в которых танец и жизнь взаимно отражают друг друга, но рассмотрение
таких "танцевальных метафор" должно стать темой отдельной статьи.
Это исследование: в первую очередь, потому что танец, в котором раскрывается и
преобразуется психическая жизнь, у каждого человека индивидуален, он - как еще
не открытый материк, ждущий своего Колумба. Во-вторых, движение всегда наглядно,
и этот опыт возможно описать как изнутри так и извне, что уводит нас от полной
субъективности, выводя в пространство взаимодействия танцтерапевта (ведущего)
и танцующего.
И искусство, поскольку основные вопросы, которые задаются -
что выражает этот танец? что раскрывается и что еще только может раскрыться в
этом танце? И, наконец, КТО ТАНЦУЕТ?
Правда, эта работа не настолько проста,
как может показаться на первый взгляд; для получения реального результата она
требует реально большой отдачи. Возможно, на это согласится далеко не каждый.
Возвращаясь к метафорам, можно сказать, что в первой категории в большей степени
реализуется метафора, правда, скорее не метафора танца, а метафора "потока",
во второй - метафоризируется реальность, а в третьей - оба этих процесса происходят
одновременно - внутренняя реальность становится танцем и этот танец несет определенное
сообщение о жизни и для жизни.
Что же касается места метафоры "жизнь
- это танец" в ряду других, то мне нравится идея Сергея Всехсвятского , что
"танец - это последняя метафора". Последняя в том смысле, что
она включает в себя все остальные метафоры - борьбу можно рассматривать как своеобразный
танец, также как и любую другую форму взаимоотношений с миром и людьми. Это лишь
вопрос точки зрения, если видеть во всех жизненных проявлениях танец - различный
по проявлениям, характеру, динамике, то многие проблемы и сложности предстают
совершенно в другом свете. И тогда уже не возникает представление, что "мир
ополчился на вас" - просто это такой танец, и вы можете научится танцевать
его наилучшим для вас образом. Внутри этой метафоры сохраняется легкость и постоянная
возможность изменения, что присуща реальному танцу, просто эти возможности вы
начинаете видеть в самой жизни.
Правда, наступает (может быть, не для всех)
момент, когда следует отбросить все метафоры и встретится с жизнью лицом к лицу,
воспринять ее такой, как она есть, за пределами любых описаний. Только этот предельный
опыт невыразим и не может стать предметом статьи.
В
данном тексте слово "метафора" употребляется не для обозначения поэтического
приема, а для обозначения факта языка и мышления, работающего по такому же принципу:
обозначение одного явления через другое, неизвестного через известное, подобное
ему по каким-то параметрам. Для более подробного изучения данного вопроса см.
прекрасную книгу "Теория метафоры".
Вернуться
к тексту статьи.