Свободное движение

Александр Гиршон

Я все смотрю на то, зачем приходят люди на развивающие занятия, на терапевтические. Что они находят такого, чего нельзя найти в других местах?

Одна из историй - это история про свободу. 

Действительно, именно на занятиях по импровизации или там, где обращаются к импровизации (ТДТ), можно двигаться любым доступным вам образом и менять способ движения в любой момент.  Естественно, что свобода эта ограничена безопасностью, физическими особенностями, эстетическим горизонтом, но территория выбора намного больше, чем в повседневности и на многих других танцплощадках. 

Отсюда несколько вариантов:
1. Свобода как высвобождение
Когда в жизни накапливается слишком много ограничений, с которыми человек не может справиться, которые становятся грузом, оковами, то опыт высвобождения, отпускания просто необходим, иначе жизнь уходит. Это нормальная профилактика психопатологичности социальной жизни. 
Движение - самый прямой, простой и безопасный для многих способ выхода из напряжения. Возможность делать почти любые движения еще более редка. Она восстанавливает баланс между потоком и структурой за счет временного размытия структур поведения. Свобода как противоположность скованности. 

2. Свобода как разрешение быть Другим. 
Движение может вовлекать всего человека - тело, чувства, мысли и образы, ценности, дух. Перенасыщенная и размытая, текучая идентичность современного человека, сотканная из массмедийных и личных историй, одновременно требует и хоть какой-то определенности, и проявленности всего этого внутреннего карнавала. В терапии это возможность непризнанным, подавленным, нереализованным частям "Я" становиться реальными, принятыми, проявленными. 
Свободное движение дает возможность оформить пластику самого перетекания постмодернистской потоковой идентичности. В контакте с собой, с другими людьми и миром. Благодатный хаос. Из которого может родиться звезда (привет, Фридрих!).

3. Свобода как увеличение выбора.
Это одно из определений целей терапии - помочь человеку найти большую свободу выбора там, где этого выбора раньше не было. Люди приходят в состоянии, когда они в тупике и не видят новых решений. Или у таких, как они есть прямо сейчас, нет возможности выбирать и отвечать за свой выбор. Выбирать: уходить или оставаться в отношениях, пойти навстречу или, наоборот, увеличить дистанцию, выражать или не выражать чувства, проявлять или не проявлять себя. Присутствует только половина возможного выбора. 
Признавать свое право проживать, действовать и не действовать; знать свои желания и чувства; принимать решения и двигаться - та свобода, которую я могу найти. Ее может быть очень немного, но она моя.

3. Свобода как трансценденция. 
И наконец опыт особых состояний сознания, расширенных, потоковых, иногда пиковых переживаний... Лет в 17 я писал в дневнике, что переживание влюбленности, которое люди считали особенным, для человека будущего будет нормальным состоянием. Остро-гормональная подростковая влюбленность, скорее всего, просто ранняя заявка на мистическую влюбленность в бога или жизнь. 
За счет повышения уровня внутренней связности, человеческой цельности в танце могут возникать эти особые состояния: переживания полета, расширения, раскрытия чувств. Это переживание может настичь, где угодно, потому что, по моему скромному мнению, оно просто присуще человеческой природе. Конечно, как и многое другое. 

Если открыть перед человеком простор, то свободный человек не будет забиваться в угол, а будет радоваться, творить, заполнять собой простор пространства. И позволять этому простору становиться собой. 

Понятно, что свобода - понятие ограниченное, и  при целостном рассмотрении нуобходимо учитывать связь свободы, ответственности и дисциплины в их сложном и удивительном танце, и помнить, что ценность и цена свободы для современного человека высока. Ценность свободы осуществлять свою собственную жизнь. 

Вернуться