Танец Тени и Света

С.Всехсвятский, А.Гиршон

Было время, когда наш мир был наполнен волшебством и чудесами. Каждый день в нем что-то менялось, свет и тени играли друг с другом, сплетая все новые узоры. Очарованные этими узорами, люди танцевали в гармонии с миром и их сердце было всегда открыто чуду.

Было время, когда мы не боялись перемен. Каждый день мы открывали свои сердца новому, создавая свою жизнь с чистого листа, на который ложились тени, и каждый из нас был первооткрывателем.

Потом многое изменилось. То ли устав от танца, то ли испугавшись вечного изменения, мы захотели покоя и стабильности. Мы стали придумывать правила и требовать от жизни подчинения этим правилам. Жизнь, вздохнув, подчинилась.

Нам сразу стало скучно.

Мир начал ходить по кругу, его краски потускнели, миллионы людей начали исполнять один и тот же нудный танец, уходя по утрам на работу, проводя там механические восемь часов, в усталости возвращаясь домой, чтобы на следующий день сделать точно то же самое. Свободный поток жизни загустел и стал вязким.

И тогда нам стало больно.

Но где-то в глубине души помня о переменах, где-то в клеточках тела помня о танце, некоторые из нас ждали тех волшебных моментов в истории мира, когда живой огонь жизни прорывал мертвую кору правил, когда время ускорялось, а свет и тени создавали дивный узор.

Тени без света опасны.

Ах, если бы наш мир развивался прямо! Ах, если бы новые формы сменяли старые просто и безболезненно!

Но нет - мир не развивается по прямой: к новым формам ведет виток спирали тезис-антитезис-синтез. И когда старая форма теряет свою жизненность, становится скучной и заскорузлой, перестает вмещать в себя живой поток мира - вот тогда через щели в ее застывшей поверхности, взламывая и расшатывая ее еще больше, начинают подниматься теневые энергии.

Что такое теневые энергии? Почему они находятся в глубине и время от времени поднимаются на поверхность? Как нам обращаться с ними?


Что говорит о Тени аналитическая психология?
Тень - сумма всех личностных и коллективных установок, которые в силу своей несовместимости с сознательно избранным образом жизни не могут быть пережиты и которые объединяются в относительно автономную частичную личность с конкретными бессознательными тенденциями. По отношению к сознанию Тень ведет себя компенсаторно, ее действие в силу этого может оказаться как негативным, так и позитивным. В качестве персонажа сна Тень появляется в виде существа одного пола со сновидцем. Как часть личного бессознательного Тень относится к Я, но как архетип "Сатаны" она относится к коллективному бессознательному. Осознание Тени представляет собой начальный период аналитической работы. Игнорирование и вытеснение Тени, как и идентификация Я с ней, могут приводить к опасным диссоциациям (рассогласованиям) личности. Так как Тень очень близка миру инстинктов, длительное удержание ее в фокусе внимания недопустимо.

Тень - это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами… Человек подозревает в себе эту чуждую личность, когда, войдя в раж, потом оправдывает себя: "Это не я, на меня словно что-то нашло". То, что на него "нашло", - это первобытная, неконтролируемая, животная часть личности - Тень. Тень имеет свои олицетворения: когда мы кого-то ненавидим, нас на самом деле раздражают наши собственные качества, которые мы находим в другом.
Называя этот аспект бессознательного Тенью, Юнг хотел не только обозначить его как нечто темное и зыбкое. Нет тени без солнца, и нет Тени бессознательного без света сознания. Тень - "нижняя", наиболее внутренняя функция человека, - неизбежна, и он без нее нецелостен. Образуя противовес сознанию, она служит толчком внутреннего развития. Как отмечал мифолог Дж. Фрезер, дикари, как правило, считают свою тень, как и отражение в воде или зеркале, своей душой или жизненно важной частью себя. Суеверия гласят, что человек, не отражающийся в зеркале,- это вампир, а человек без тени - это сам черт, отчего мы всегда подозрительны к тому, кто кажется "слишком хорош, чтобы это было правдой". 
… человек, которым владеет Тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей, в вечном недовольстве и борьбе за жизнь.
Как аналитический психолог, Юнг пришел к выводу, что бесполезно отрицать Тень или пытаться ее подавить. Человек должен найти способы жить темной стороной своей личности - от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье. Принятие Тени требует значительных моральных усилий и часто разрушает милые сердцу идеалы, но только потому, что они слишком завышены или основаны на иллюзии. Опасность полного подавления Тени в том, что тогда она вырастает в бессознательном до чудовищных размеров и только ждет случая, чтобы прорваться наружу, возобладав над остальной личностью, по пословице "В тихом омуте черти водятся". Выявление Тени также уводит человека внутрь себя, и с ней связаны опасности чисто внутренней жизни (прежде всего социальная неадекватность и потеря интереса к миру). Поэтому Тень для Юнга - это "моральная проблема, которая затрагивает "я" целиком", проблема огромной важности, которую не надо недооценивать.

Было время, когда свет и тени свободно танцевали друг с другом. Формы, рожденные этим танцем, были текучими и свободными, не застывая не на секунду. Но когда нам захотелось покоя и стабильности, предсказуемости и постоянства, то для того, чтобы успокоить буйство танцующих форм, для того, чтобы формы кристаллизовались и стали определенными, самые мощные энергии были вынуждены уйти в глубину.

Энергии страстного желания и непокорного стремления, энергии предельной нежности и предельной жесткости, энергии творческого безумия и очищающего разрушения - чтобы середина формы могла существовать спокойно, крайности энергий должны затаиться.

Мы обрели постоянство и определенность, но потеряли силу, творчество и смысл. И каждый человек каждую секунду своей жизни взвешивает справедливость такого обмена. И когда много людей одновременно принимают решение покинуть покой, в мир возвращаются теневые энергии.

Не следуют бояться тени. Она, сама по себе, не несет в себе зла - только человек может использовать ее энергии во зло себе и другим людям. При взаимодействии с тенью следует руководствоваться двумя простыми правилами.

Первое. Не нужно бороться с теневыми энергиями и пытаться их подавить и загнать назад в глубину. Во-первых, это все равно бесполезно - появление теневых энергий означает слабость существующих форм. Во-вторых, борясь с теневыми энергиями, мы отсекаем себя от источника силы и творчества. Потому что сила - в тени.

Второе. Не нужно пассивно уступать потоку теневых энергий, давая им обособиться в теневые формы. Вот это по настоящему опасно - формы, не инициированные светом осознания, могут быть разрушительны для ткани общества. Потому что тени без света - опасны.

Много лет назад Ханс Кристиан Андерсен написал сказку про тень, отделившуюся от своего господина и начавшую жить своей собственной жизнью. Из этого не вышло ничего хорошего. Ученый, потерявший тень (а печальная ирония сказки состоит в том, что он сам отправил ее в самостоятельное путешествие), так и не смог донести до людей то разумное, доброе, вечное, что лежало в основе его трудов. А тень стала важной и преуспевающей, и в результате убила своего бывшего хозяина.

Таким образом, теневые энергии (агрессия, секс и др.) есть некие "ветви" Дерева Жизни - очень высокоэнергетичные и вытесненные из социального пространства. Поскольку мы не умеем эту энергию использовать - "выходом" является ее подавление, которое в итоге приводит к неврозам и психосоматическим заболеваниям. При общении с подобными неоформленными энергиям нужно соблюдать следующий принцип: нельзя принимать те правила игры, которые они предлагают. И если мы будем некритичны к ним, то они оформятся через нас сами. Тогда они приобретут те архаичные формы, которые заложены в нас на уровне архетипа.

Практика показала, что интеграция материала, связанного с теневыми энергиями, должна происходить в трех направлениях:
1. Рациональная интеграция. Следует объяснить своему рассудку, почему правильно обращаться к теневым энергиям, объяснить для себя их место и роль в нашей жизни.
2. Восстановление ритуальной структуры. Когда проявление Тени ритуализировано, энергия становиться более стабильной, предсказуемой и приемлемой, не теряя своей яркости. Это вообще большая и нелегкая задача: ликвидировать последствия ХХ века, провозгласившего религию опиумом для народа. В ХХ веке большая часть архетипических зон (в том числе и агрессия) была лишена каких-либо каналов воплощения. А все заложенная в них энергия осталась, потому что по определению исчезнуть никуда не могла.
3. Творческое воплощение. Эстетизация теневых воплощений, на этом, например, построена вся садо-мазо культура (постепенно интегрируемая современным социумом), готическая культура и др. Перевести задачу из области этики (в которой, на уровне современной культуры, все же преобладают категории долженствования) в область эстетики. В принципе искусство ХХ века во многом занималось именно этим - расширением зоны эстетически приемлемого. Творчество форм, в которых теневые энергии присутствуют, но не ведут к разрушительным последствиям.

Таков алгоритм интеграции вытесненных теневых энергий. Если в какой-то зоне (агрессия, страх и т.д.) энергия есть, но формы ее для Вас неприемлемы, и Вы не хотите воплощать эту энергию так, как она того хочет, в этом случае нужно: во-первых, это понимать; во-вторых, работать с этим ритуально; а в-третьих эстетизировать.

Если вы чувствуете, что агрессивность внутри Вас требует воплощения, а проявления ее будут небезопасны и неинтересны, то при попытке этой силе отдаться, в этой бездне можно полностью утонуть. Поэтому многие люди просто не "ходят" в эти области - и такие люди ощущаются всегда немного опасными: того и гляди, их "прорвет". (Именно по этой причине для нас интуитивно подозрительны те люди, у которых как бы совсем нет Тени; просто непонятно, когда эта Тень у них прорвется)
А для того, чтобы суметь интегрировать эту силу, нужно и не подавлять, и не отдаваться: быть на равных. Тогда Ваше взаимодействие с ней превратится в прекрасный танец.

Вернуться