Кинесфера: пространство движени

Александр Гиршон

I. Введение. Откуда и зачем эта статья.
Много раз, наблюдая за танцующими людьми, я задавал себе вопросы:
Осознают ли люди, почему они двигаются именно так? Осознаем ли мы, как в танце, в движении используем пространство вокруг тела? И, наконец, что происходит, когда человек выходит из зоны стереотипов движения и начинает использовать все доступное пространство и все доступные возможности?

Из этого вопрошания и появилась настоящая статья. В ней я исследую некоторые аспекты взаимоотношений между значениями(смыслами) и зонами пространства в контексте танца и движения, Ключевым понятием в этом исследовании для меня стало понятие “кинесфера” - доступное пространство движения, когда движущийся не сходит с места. И мне хочется поблагодарить участников танцевальный сессий, чей энтузиазм и желание танцевать позволили оформить идеи и техники. рассматриваемые в данной статье.

 

II. К понятию “кинесферы”.
Понятие кинесфера используется при обучении танцтерапевтов и танцоров некоторых направлений танца модерн и пост-модерн (7). Кинесфера - это пространство вокруг тела, в котором тело может двигаться. Граница кинесферы определяется максимальной амплитудой движения. Если мы начнем наблюдать за повседневными движениями людей и “обычными” танцами, то заметим, что в основном движение распространяется в определенных областях (зонах) кинесферы, а другие области игнорируются, Известно, что для танцевально-двигательной терапии жизнь тела, движение является метафорой, или даже комплексом метафор, метафорическим полем человеческого существования(1,2,4).Мне представляется, что в работе ТДТ задействованы два механизма:

 

1. Непосредственное проживание телесности, жизни тела с активизацией и трансформацией паттернов напряжения/расслабления и эмоциональных состояний с ними связанных.

2. Символическое проживание телесности; сознание как “машина по производству смыслов” проецирует значения на непосредственную активность тела, совершая магический акт, дает этому фрагменту реальности имя, тем самым воплощая невоплощенное.

Оба этих механизма образуют терапевтический потенциал ТДТ. Ключевые метафоры ТДТ - пространство, время и т.д.(1,2) имеют физиологическое и онтогенетическое основание. Существуют многочисленные исследования метафорической природы языка и мышления (3). Один из современных исследователей и философов Роберт Шварц считает метафору “пространства” основой мышления как такового (6). Еще в исследованиях Ж. Пиаже по детской психологии показывалось, что развитие мышления ребенка происходит путем интернализации схем действия. Эти схемы действия являются последовательностями движений и осуществляются в пространстве. Так ребенок, протягивая руку к игрушке, учится соизмерять, соотносить расстояние, направление и усилия. В дальнейшем все эти операции переходят на уровень навыков , образуя архитектуру и динамику мышления. На филогенетическом уровне мы имеем древние космологические схемы пространства(например, Небо-Человек-Земля в китайской традиции), вводящие порядок в осмысление человеком мира. Переориентация внимания и осознавания на этот уровень “производства смыслов” раскрывает новые возможности, образуя простор (пространство) для изменений образа себя и мира. Кинесфера в этом случае выступает как некая “мандала”, воплощенная (во-плоти) метафора целостности, метафора, которую можно прожить всем телом.

Отсюда, игнорирование определенных областей кинесферы указывает на смысловые и экзистенциальные пустоты, разрывы ткани самой жизни.

 

III. Зоны кинесферы
Практический опыт ТДТ и обучения движению показал эффективность следующей классификации зон кинесферы:

1. Три горизонтальных яруса:

а) нижний - от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т.д.

b) средний - корпус, руки и их движения ниже уровня плеч.

с) верхний - голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, “полеты” и т.д. (Рис.1)

 

2. Вертикальная симметрия “вперед/назад”.(Рис.2)

Я прекрасно осознаю, что это только одна из возможных схем классификации. Внутри нее невозможно рассмотреть некоторые аспекты и ,допустим, эмоциональную и смысловую окраску характера движений, тем не менее эта схема удобна для осознания, анализа и описания, и построения техник.

Рассмотрим ее теперь более подробно:

b) Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца - средний ярус с ограниченной амплитудой движения. На первый взгляд его можно назвать ярусом “ординарных движений”, движения чаще всего идут от бедер и плеч и клишированы. Но простой эксперимент исследования возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и максимума стереотипов (ограничений).

При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обращать внимание на ограниченность амплитуды движений, характер движений тазовой области (энергетического и сексуального центра) и наличие/отсутствие связи, “перетекания” между верхом и низом. Поэтому еще одна метафорическая система, помогающая исследованию и осознанию - это система первоэлементов, архетипических проекций стихий воды, огня, воздуха и земли (рис.3). По ней этот ярус относится к стихиям воды и огня, женского и мужского и т.п.

а) Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереотипы движений в этой области в основном связаны с “романтическими” клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутентичные движения в этой области указывают на постоянную драму “жажды и страха полета” в человеческой жизни. Для многих людей нашей культуры доступ к движениям в этой области связан с изменениями образа “Я”, прорывом, воплощением нереализованного, идеального “Я”, мечты о свободе, полете и танце, идущие из детства. Или же расширением образа “Я”, освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом “оторваться от земли”(в основном, у мужчин среднего возраста с устойчивым социальным положением), страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся и достаточно эффективный образ “Я”.

с) Нижний ярус традиционно относится к стихии “земли”. Движения в этой области символически связаны с движением по времени личной истории к детству(ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, спуском в дочеловеческое, хтоническое. Это “нисхождение” часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, т.к. также связано с разрушением образа “Я”. В целом, можно сказать, что двигаясь в этой области человек чувствует себя более живым, но менее человеком.

Техника исследования движений и состояний в этих зонах предполагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, поскольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы. Так, на одной из сессий в клубе танцевальной импровизации (г. Ярославль) участница Д. на проговоре сказала, что для нее движение и взаимодействие в нижнем ярусе означают большую открытость и честность, недоступную в других зонах.

Разделение на зоны вертикальной симметрии связано с оппозицией известного/неизвестного, явного/тайного, определенного/неопределенного, или, в метафорах С. Всехсвятского - “ребенка/пространства”. Анатомически передняя зона вертикальной симметрии более доступна для движений, а задняя зона - менее доступна; на уровне функциональности задняя зона также редко используется.

В языке и культурах часто отражается значение запрета, закрытия, отказа и конца, связанные с этой зоной. Например, идиома “повернуться к чему-либо (кому-либо) спиной (или з....). Или борхесовское “Бытие земное/ -Все в будущем, лежащем за спиною”(перевод Б.Дубинина). Или кастанедовская “смерть за левым плечом”.

Практическая ценность многомерности этой оппозиции заключается в использовании взаимодействия зон вертикальной симметрии для переориентации сознания (движение задом наперед, повороты, вращения и т.д.).(9). В моей практике опосредованный доступ к значениям этих областей кинесферы идет через различные вариации техник “зеркала” и “тени”.

 

IV. Появление смыслов, или сети стереотипов.
Следующий вопрос, на который интересно ответить: благодаря чему работают эти схемы? Откуда берутся определенные предпочтения и приоритеты использования зон кинесферы?
Для этого необходимо расширить контекст рассмотрения: Что влияет на наше восприятие движения? Какие стереотипы и устойчивые представления относительно движения существуют у нас? Откуда и как они появляются?

Можно выделить несколько явных уровней этих стереотипов:

1. Культурные стереотипы
2. Социальные стереотипы
3. Стереотипы референтных лиц

В настоящей статье я почти не буду касаться влияния личной истории на паттерны движения, мы остановимся на более общем уровне. Метафорически, каждый из этих уровней стереотипов является негативом, обратным отражением СЕТИ, ячейки которой - определенные области означения, а узлы и линии, разделяющие ячейки - это смысловые лакуны, неозначенные фрагменты реальности, пустоты, разрывы. Известно, что дискретность мышления, сознания, языка присуща человеческой цивилизации. но размерность этой дискретности меняется. В нашей классификации степень фрагментации в направлении от 1 к 3 - увеличивается (Рис.4).

Если для уровня стереотипов культуры основное различение является ответом на вопрос: Что является (считается, принимается) движением, а что не является движением?, то для уровня социальных стереотипов различение идет через вопрос: Какие движения приемлемы для меня, как для представителя данного социума или социальной группы, а какие - неприемлемы? На уровне стереотипов референтных лиц вопрос уже звучит так: Что является образцом движения, а что не является таковым, и потому не принимается?

Понятно, что эти выборы и это вопрошание происходит неосознанно, тем не менее они происходят и задают топологию движения. Разрывы и пустоты вокруг этих островков смыслов также влияют на восприятие движения. Движения. не поддающиеся этим означениям, игнорируются, а иногда просто не воспринимаются.

Обратные сети стереотипов, накладываясь друг на друга формируют языки описания и восприятия и обеспечивают возможность индивидуальных и локальных социальных вариаций. Рассмотрим каждый из этих уровней стереотипов немного подробнее:

1. Культурные стереотипы.
Восприятие движения, характер распространенных паттернов движения меняется от культуры к культуре. В них отражаются, согласно антропологическим и этнографическим исследованиям, характер движения, свойственный самым распространенным профессиональным занятиям, характер социального устройства, окружающего ландшафта и мн. др. В связи с этим интересно замечание одной американской танцовщицы о выступлении русских, танцующих рэп. Она сказала, что даже в этом негритянском стиле русские сохраняют широту и гордость движений, свойственную русским танцам.

Если взять более широкий контекст восприятия пространства в различных культурах, то согласно положению Д.Х.Джонсона (10) существует пространственная ориентация понимания “духовности” и, если европейской, христианской культуре - это вертикальная направленность, то в культурах, сохранивших связь с древнейшими традициями это горизонтальная направленность, “духовность земли”, что находит отражение в архитектуре храмов и храмовых мест (сравните, например, готический собор и “свет-лоджи” американских индейцев). На уровне восприятия тела и движения эта вертикальная направленность также очевидна - балет, положение рольфинга о выстраивании правильно ориентированного позвоночника и т.д. И существуют движения, которые не воспринимаются как танец глазами носителя нашей культуры. Например, некоторые знаки и движения пальцев и рук в индийских храмовых танцах. Они просто не попадают в традиционную зону означения, остаются во тьме неозначенного. Ситуация изменяется только после некоторой (чаще всего индивидуальной) работы по переструктурированию, перерождению смыслов.

2. Уровень социальных стереотипов.
В первую очередь, это стереотипы, расхожие мнения относительно роли танца и движения. Я уже писал, что в нашем обществе существуют две крайние точки в понимании танца: танец - развлечение, отдых и танец - профессиональное искусство. Между двумя этими точками существует разрыв, восприятие танца дискретно и локально.(4)

Чтобы преодолеть этот разрыв существуют разные способы. Очень показательно в этом смысле одна невыдуманная фраза:”Я, конечно, иногда выпиваю. Ведь как выпьешь и расслабиться можно, и потанцевать.” Что касается паттернов повседневных движений, то существуют определенные наборы стереотипов для разных социальных страт в зависимости от возраста, места жительства (город/сельская местность), национальности, рода занятий и т.д. Эти паттерны образуют границы и окраску индивидуальных стереотипов.

Для примера приведем анализ изменения движений (походки) в зависимости от возраста (социально-физиологический стереотип). Анализ взят из тренинга актера Ежи Гротовского:

Тип походки в зависимости от возраста меняется, перемещается центр движения. В детстве центр движения в ногах, ребенок учится ходить и во время этого обучения больше концентрируется на ногах. В подростковом возрасте центр движения смещается к плечам, У людей зрелого возраста центр движения - в голове, а в старости он опять перемещается к ногам. Еще можно сказать, что для ребенка мир движется слишком медленно по сравнению с ним самим, а для старика мир вокруг него движется слишком быстро.(5)

3. Стереотипы референтных лиц.
Заимствование моделей поведения у референтных лиц(родителей, значимых взрослых, “кумиров” и т.д.) включает в себя заимствование паттернов движения. Я помню как с удивлением обнаружил, наблюдая за своей походкой, что размашистые движения правой рукой в точности повторяют особенности походки моего отца. “Стадия зеркала” в развитии ребенка включает в себя подражание движениям (походке, функциональным действиям) и танцу взрослых. Это заимствование происходит неосознанно и иногда на очень тонком уровне.

Одно наблюдение привело меня к предположению, что некоторые особенности мимики и движения передаются также как и другие наследственные признаки. Когда моей дочери была всего 1 неделя от роду, мы заметили, что она часто поджимает нижнюю губу: выражение лица, характерное тогда для меня.

Кроме неосознанного заимствования в детстве, некоторые модели поведения и движения заимствуются в подростковом возрасте у референтных лиц или групп - “героев” масс медиа (певцов, актеров, гангстеров, блатных и суперменов и т.п.). Начинаясь как игра и механизм обучения и выживания, сеть стереотипов в дальнейшем становится действительно сетью - опутывающей и связывающей, ограничивающей. Поскольку наше восприятие движения активно и включает в себя моторный компонент (тонкие, неосознаваемые движения), все эти предпочтения и переживания накапливаются образуя “предвзятые ожидания”(preconceived expectation), фильтры восприятия и действия.(6)

К счастью, границы между зонами пустоты и смыслов легко проницаемы, и пустота всегда чревата смыслами. Если мы проходим за границы стереотипов, то попадаем в то место, где навыков существования и действия у нас практически нет, но возможностей гораздо больше. В каком-то смысле, выход за пределы стереотипов несет такой потенциал осознания и творчества, именно благодаря существованию этих стереотипов.

V. Резюме. Измерение свободы.
Кинесфера как пространство движения, с одной стороны является удобной и эффективной моделью для культурологического и терапевтического анализа движения, а, с другой стороны, позволяет проводить техники и обучение движению и танцу одновременно внутри и за пределами привычных представлений о движении.

Разумеется, настоящая статья не претендует на всеобъемлющий анализ отношений понимания и проживания пространства движения. Моей задачей скорее было показать возможности и пробудить вопросы и желания, ростки которых могут постепенно сотворить сад - место, где желания и возможности образуют новое измерение, новое качество и новое понимание жизни. Измерение свободы.

Список литературы.
1. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: “Прогресс”, 1993.
2. Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия - Ярославль, 1994.
3. Теория метафоры. - М.: “Прогресс”, 1992.
4. Гиршон А. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста. - в печати.
5. Гротовский Е. Тренинг актера 1959-1962 гг. - пер. с польского, самиздат.
6. Cohen B.B. The Action in perceiving. - in Contact Quarterly, Vol. XII no. 3, Fall 87.
7. Robert L. Schwarz. Space movement and meaning. - in Contact Quarterly, Vol. 18 no. 2, summer/fall 93.
8. Stevens C. The Point Reyes Project. - in CQ, Vol. 18 no. 1, winter/spring 93.
9. Olsen A.J. Being Seen, Being Moved. - in CQ, Vol. 18 no. 1, winter/spring 93.
10. Johnson D.H. Towards A Multi-directional Spirituality. - in CQ, Vol.19 no. 1, winter/spring 94.

Вернуться