Аутентичное Движение или Истории, рассказанные телом

Александр Гиршон

Чаще всего обучение танцу и движению основано на разучивании определенных последовательностей движений, внешней форме. Но и не менее важно (а в некоторых случаях и более) качество проживания движения, внутреннее содержание.

Одним из методов танцевально-двигательной терапии, работающих с этим внутренним содержанием движения, является техника “Аутентичного Движения”. “Аутентичный” - значит неподдельный, подлинный, настоящий. Внешне техника кажется простой (может быть, как и все гениальное…). Есть Движущийся и Наблюдатель. Движущийся закрывает глаза и , слушая импульсы своего тела, следует за ними. И раскрывает историю, которую готово поведать именно сейчас его тело.

Зачастую люди, впервые обращаясь к этой технике, недоумевают - что значит “слушать импульсы своего тела”? “А если мне не захочется двигаться?”

Мне нравится отвечать, что у человека нет импульсов только в одном единственном случае – если он умер. В любом другом случае эти импульсы присутствуют, но чтобы услышать их, нужно настроить свое внимание, свою чувствительность. Эти импульсы обладают разной природой:

- Физические (телесные) импульсы, порожденные микронапряжениями в различных частях тела. Это небольшие потягивания, сжатия, сокращения, непроизвольный перенос веса и т. д.
- Эмоциональные импульсы. В любой момент времени мы испытываем чувства, эмоции. Они могут быть сильными или слабыми, но они есть. Покой – скука – тревога – разочарование – злость – высвобождение – радость… и т. д., и т. д.
-Образные импульсы. Это могут быть образы, порожденные памятью или воображением, образы, находящие отклик в теле. Для процесса Аутентичного Движения особенно важно, что эти образы не задаются извне, не придумываются заранее, а рождаются в самом процессе движения и естественно связаны с движениями и чувствами.
Эти различные образы перетекают друг в друга, создавая историю. Под историей я подразумеваю не какой-либо сюжет, а скорее, целостность последовательности импульсов.

Например, сейчас я закрыл глаза и направил внимание в тело. Оно было привлечено напряжением в области шеи. У меня появилось желание вытянуть шею. При этом моя голова немного покачивается, как у белого медведя в зоопарке. Беспокойство, не находящее выхода. Внимание перетекает на лицо, на нем появляются какие-то гримассы неудовольствия. Как у обиженного ребенка. И это вызывает улыбку, а затем смех…

В принципе, Аутентичное Движение представляет собой поток сознания, выраженный в потоке движения. Точнее – поток бессознательного, становящийся видимым, явным, воплощенным. И тогда скрытые в бессознательном “темы” и мотивы выходят на поверхность. Мы удивляемся им – их силе и яркости, необычности историй, живущих в нашем теле.

В этих историях, рассказываемых телом, есть особая глубина, дополнительное измерение, волнительный вкус подлинности. Разумеется, если мы честны и внимательны к себе.

И эта глубина и удивление появляются не только у Движущегося, но и у Наблюдателя.

Наблюдатель также важен для раскрытия этих историй. Говоря метафорически, он создает дополнительный “луч” внимания, в “свете” которого, как в свете прожектора на сцене, история Движущегося становится более явной. Наблюдатель – это “страстный” свидетель, поддерживающее присутствие, он никоим образом не оценивает историю движущегося. Он просто находится рядом, сопереживая, но не вмешиваясь. И эта незримая поддержка помогает раскрыться самым удивительным и красивым историям тела.

Аутентичное Движение появилось в 50-е годы как соединение танца модерн и аналитической психологии К.Г.Юнга. Его основательницей является американская танцовщица Мэри Старк Уайтхаус, обучавшаяся юнгианской терапии. Вначале она назвала свой подход “movement - to - depth” (“движение - в - глубину”).

В своей студии, Мэри заметила, что то, что делали ее ученики, намного интереснее того, что она видела на сцене. Потому что за их движениями стояла внутренняя правда.

С тех пор Аутентичное Движение распространилось по всему миру. Оно используется как в терапевтических целях для работы с проблемами клиентов, так и в развивающих группах – для самоисследования и возможности честного самораскрытия в присутствии других людей. И оно используется танцорами для нахождения новых, эмоционально заряженных движений.

Разумеется, в короткой статье невозможно рассказать обо всем многообразии аспектов Аутентичного Движения, но я надеюсь что по крайней мере, Вы почувствовали “вкус” этой техники – вкус правды движения, подлинность историй, рассказанных телом.

Написано для газеты "Танцевальный Клондайк"

Вернуться